Китайские автомобили
Китайские авто » Каталог » Chery » Chery Tiggo 3 » Статьи и тест-драйвы » Своими глазами: Chery - завод, люди, перспективы

Своими глазами: Chery - завод, люди, перспективы

Дата: 22.08.2006

Издание: Авторевю

Автор: Леонид ГОЛОВАНОВ
Фото автора и Михаила Подорожанского

Источник: Авторевю №13-14, 2006

В центральном офисе китайской фирмы Chery — стеллажи с вымпелами и модельками автомобилей, экран проектора на стене и длинный стол со стильными кожаными креслами.

— Название нашей фирмы произносится так: «чи-у-ри». «Чиури». В переводе с китайского это нечто вроде «особого благословения»…

Объяснение прерывает громкий треск: одно из кресел подламывается, и под дружный хохот сидящий на нем падает навзничь.

Упс… Китайское — значит отличное?

Посмотрим. Ведь мы приехали сюда для того, чтобы пройти по сборочным цехам фирмы Chery, поездить на новых китайских автомобилях, поговорить с инженерами… И то, что мы увидели за эти два дня, гораздо чаще вызывало не смех, а уважение. А иногда — восхищение и зависть.

Город Уху, центр богатой восточной провинции Аньхуэй в плодородной дельте Янцзы, по китайским масштабам считается небольшим — чуть более двух миллионов жителей вместе с окраинами. Тут даже нет своего гражданского аэропорта. Поэтому ехать в Уху приходится на автомобиле — сто километров от Нанджинга. Полтора часа, за которые мы чуть не поседели.

Боже, как ездят китайцы!

Без агрессии, спокойно. Слишком спокойно. В любой момент поперек широченного и пустого загородного шоссе может, вихляя, проехать старик крестьянин на своем верном велосипеде. Никто здесь не воспринимает дорогу как структурированное пространство! Для китайцев дорога изотропна — в любой момент они могут свернуть куда угодно и под каким угодно углом. Перекрестки проезжаются справа налево и слева направо совершенно бессистемно, мотоциклы и машины текут сквозь строй друг друга… Особенно поразил момент, когда водитель грузовика со встречной полосы вывернул нам в лоб — просто потому, что решил объехать ремонтный участок покрытия. Но наш драйвер бесстрастно сделал то же самое, и мы чинно разъехались по встречным.

И все постоянно сигналят друг другу — как у нас в 30-х годах, когда автомобили были в диковинку…

Собственно, в Китае так оно и есть. Дороги уже построены (нам бы такие!), а плотность автопарка еще очень низка — около 30 миллионов машин на 1,3 миллиарда жителей Поднебесной. Это примерно 24 автомобиля на 1000 человек. Даже в России степень автомобилизации на порядок выше.

Но вот что интересно: автохлама на дорогах нет. Есть экзотические гибриды — кузова маленьких хэтчбеков, посаженные на три мотоциклетных колеса. Есть страшные с виду грузовики FAW и DongFeng — но с совершенно бездымными двигателями. И большинство автомобилей — сравнительно новые. Потому что старым неоткуда взяться — совсем недавно их почти не выпускали…

История фирмы Chery тоже коротка — всего девять лет.

ТУМАН НАД ЯНЦЗЫ

Здесь, в Уху, самая распространенная легковушка — это хэтчбек Chery Amulet (он же Quiyun, Flagcloud и Fulwind) образца 2001 года, «цельнотянутый» Seat Toledo первого поколения. На таких ездят местные таксисты. Говорят, что сперва китайцы вели с Берндом Пишецридером, тогдашним шефом Сеата, переговоры о продаже лицензии на выпуск «первого» Toledo, который как раз снимали с производства. Но переговоры затухли, и, недолго думая, китайцы просто взяли и скопировали Toledo!


Здание инженерного центра AERI открыто совсем недавно, в июне: шесть этажей, более 24 тысяч м² площадей и более тысячи дипломированных инженеров, среди которых 185 кандидатов и 50 докторов наук

А первоначальный спрос был обеспечен очень просто — местные власти заказали заводу партию машин для работы в такси. Заказали, будучи… совладельцами завода.

Вереница такси Fulwind: с этих машин в 2001 году начиналась история Chery как автопроизводителя Вице-президент Жу Бирен: «Мы верим в рынок Китая: до 2020 года он будет расти по 15% ежегодно…» Флагманский седан Oriental Son («Сын Востока»), он же Eastar, выпускается с 2003 года

Ведь Chery — государственное предприятие. Два из четырех пакетов акций принадлежат местным властям провинции Аньхуэй, два других — федеральному правительству. Одно время среди совладельцев числился еще и шанхайский государственный автоконцерн SAIC, но ему пришлось выйти из состава акционеров — из-за скандала с Chery QQ, когда в Уху начали выпускать скопированный Daewoo Matiz. А SAIC имеет СП GM-Shanghai с концерном General Motors, который как раз купил Daewoo.

Неаккуратненько получилось…

Отправляясь в Китай, я потирал руки — вот где узнаю всю правду! Не тут-то было. Прошлое фирмы Chery плотным облаком накрыл «туман над Янцзы» — о событиях пятилетней давности здесь предпочитают, как о покойниках, говорить или хорошо, или ничего.

— Скажите, а на какой базе был создан ваш флагманский седан Chery Eastar, на котором нас везли из аэропорта? Говорят, это Daewoo Magnus?

— Нет, что вы, это наша собственная разработка…

При этом весь мир знает, что Eastar и Magnus настолько похожи, что у них взаимозаменяемы двери — так же, как у QQ и Матиза. И только господдержка отвела от Chery гнев GM по поводу нарушения авторских прав. Выглядело это так: стороны пошли на мировую, концерн GM отозвал свой судебный иск, а фирма Chery — свой встречный иск (был и такой!).

Куда охотнее принимающая сторона озвучивает официальную историю…

Девять лет назад, в 1997 году, была образована фирма Сhery — поначалу в качестве завода двигателей. Оригинальное китайское название фирмы в английской транскрипции — Qi Rui. Первое слово означает «особое» или «новое», второе — «благословение». По созвучию придумано английское «экспортное» название — Chery, что похоже на cheery, «радостный». Эмблема фирмы — буква А, которая означает «первый класс», и обнимающие ее воздетые руки, символизирующие солидарность.

Словом, все в духе мира и социализма.

Май 1999 года — запуск моторного производства. Март 2001 года — выпущен первый Fulwind (он же «срисованный» Toledo, о чем официальная презентация, понятное дело, умалчивает). Июнь 2003 года — старт производства моделей QQ (это слизанный Matiz) и Oriental Son, ныне Eastar («Magnus»). Июнь 2005 года — начало продаж «паркетника» Tiggo, сиречь RAV4.

— С 2001 года мы выпустили полмиллиона автомобилей, у нас 429 эксклюзивных дилеров по всему Китаю. А по объемам выпуска нас сейчас опережают только такие крупные совместные предприятия, как GM-Shanghai и VW-Shanghai: Hyundai-Beijing позади. Уже сейчас мы в состоянии делать 400 тысяч машин в год. А к 2010 году наша цель — миллион автомобилей!

Почему энергичный сухощавый вице-президент Жу Бирен настолько уверен в успехе Chery?

— Потому что у нас есть все для успеха. Инжиниринг, качественные комплектующие, квалифицированные кадры, современное производство. Сейчас вы все увидите своими глазами!

KAKING TECHNOLOGY

Грузопассажирский универсал Chery А18 на базе Амулета пойдет в производство в нынешнем году

Первое, что мы видим своими глазами, — незнакомые автомобили по соседству с серыми заводскими корпусами. Небольшой коммерческий фургон на базе легковушки и симпатичный хэтчбек, при виде которого сразу вспоминается Fiat Panda.

— Да, это наши новые модели — грузопассажирский автомобиль А18 и хэтчбек S12, дизайн которого разработан южнокорейской фирмой CES…

А хэтчбек-то красив! Не шедевр, но в Европе такой автомобиль не будет выглядеть чужеродным. А на какой же платформе сделана машина? Из невразумительных комментариев удается выудить только одно — двигатель у S12 будет новым, объемом 1,3 литра.

Минуем здание с замечательной вывеской KaKing Technology — это организованное Chery СП, которое занимается инжинирингом. Справа остается внушительный фасад новенького, с иголочки, шестиэтажного здания технического центра Chery — это AERI, Automotive Engineering Research Institute, где под присмотром нескольких десятков нанятых специалистов из Европы и Америки работают более полутора тысяч китайских инженеров. Сбоку к зданию центра пристроен просторный куполообразный зал, где нас встречают торжественный полумрак — и четыре автомобиля, накрытых покрывалами.

— Три из этих машин фотографировать нельзя. А вот купе-кабриолет М14 снимайте, мы уже выставляли его на автошоу в Шанхае…

Демо-зал AERI. Под покрывалами — макеты новых моделей с дизайном от Bertone (хэтчбек B22 справа) Дебют купе-кабриолета М14 (Pininfarina) с жесткой складывающейся крышей намечен на следующий год — это одна из моделей, которые могли бы продаваться в США. Обратите внимание на яркий и весьма эргономичный интерьер

Китайский купе-кабриолет? Пожалуйста, он перед нами! Почти серийный: пойдет в производство в следующем году. И весьма эффектный, что неудивительно — дизайн и инжиниринг этой машины для Chery делали в ателье Pininfarina. Официально, за деньги. Механизм складной жесткой крыши, по словам китайцев, разработан «одной известной немецкой фирмой».

Прощай, пиратство! Эпоха первоначального накопления капитала позади — фирма Chery вступила на цивилизованную стезю покупки лицензий и аутсорсинга, то есть заказов на стороне!

С остальных машин тоже падают тяжелые покрывала — и нас настигает еще большее удивление. Автомобили-то хороши! Это седан В21, хэтчбек В22 и купе В23, построенные на одной платформе (другой, нежели купе-кабриолет). Седан пойдет в производство в 2007 году, купе и хэтчбек — позже, в 2008-м. Размеры — как у современных автомобилей гольф-класса, причем ближе к верхней границе (Skoda Octavia, Volkswagen Jetta). Дизайн — явно итальянский. Массивный седан навевает сходство с большими Фиатами, а крепко сбитое, динамичное купе с высокой подоконной линией и вовсе напоминает Alfa Romeo.

Тоже Pininfarina? Нет, уже Bertone…

А двигатели? А шасси? А пассивная безопасность?

Симпатичный хэтчбек Chery S12 проходит предсерийные испытания. Он чуть крупнее и выше, чем Fiat Panda, двигатель — нового семейства Acteco объемом 1,3 л

Экскурсия продолжается в модельном цехе. С высокого потолка свисают тросы кран-балок, на полу тут и там расставлены стапели, на них топорщатся сварочными клещами вручную выколоченные кузовные панели. Визг «болгарок», всполохи электросварки… Молодые ребята в одинаковых синих робах пилят, режут, варят, выколачивают будущее Chery — первые ходовые прототипы новых моделей для испытаний и краш-тестов. Разбирать и делать копии тут умели всегда. А теперь создают новые модели по оригинальным чертежам — за 26 месяцев. На АвтоВАЗе только планируют уложиться в 28 месяцев.

— Обратите внимание на толстые передние лонжероны нового седана, — показывает главный инженер Chery на кузов с уже знакомыми очертаниями «от Bertone». — Еще на стадии компьютерного проектирования мы заложили в эту конструкцию такой запас прочности и энергопоглощения, что седан В21 с легкостью пройдет и европейские краш-тесты, и американские…

Главный инженер Ксумин — этнический китаец, гражданин США, более десяти лет проработал на фирме Ford, занимаясь двигателями. А потом стал одним из нескольких десятков «иностранных специалистов» на Chery. Интересно, сколько он здесь зарабатывает на посту главного инженера? Ксумин улыбается: «Сравнимо с американской зарплатой». И ведет нас в соседний бокс, где стоит уже подсобранный автомобиль — со стеклами, с подвеской и с силовым агрегатом. Под капотом… Я заглядываю под машину — и вижу между лонжеронами двигатель V6!

— Новую линейку двигателей мы назвали Acteco — от слов AVL, Chery, Technology и Cooperation, «технология и сотрудничество AVL и Chery»…

Австрийская фирма AVL — один из признанных лидеров в разработке двигателей. Для Chery австрийцы создали целый модельный ряд силовых агрегатов — от маленького 1300-кубового мотора для нового компактного хэтчбека S12 до… Боже, не верю своим глазам — это же турбодвигатель!

Один из новых моторов агрегатирован с клиноременным вариатором — по трансмиссионной части с Chery сотрудничают фирма ZF и «другие производители». А для QQ подготовлена роботизированная «механика» EZdrive Самый мощный из двигателей разработанного AVL семейства Acteco — трехлитровый мотор V6. «Настроенный» впуск, изменяемые фазы газораспределения, индивидуальные катушки зажигания, 200 л.с. и 298 Нм

Образцы новых силовых агрегатов выставлены в холле нового моторного завода. Двухлитровый двигатель с турбонаддувом (170 л.с., 235 Нм), мотор с непосредственным впрыском бензина, двухсотсильная трехлитровая V-образная «шестерка» с переменными фазами газораспределения: все они готовы к серийному производству!

Готово и само производство.

ПОЛЕТ НАД ГНЕЗДОМ QQ

Седанчик на базе QQ будет продаваться только в Китае. А вот созданный на той же платформе двухдверный автомобиль Wow с забавным «яйцеобразным» дизайном прочат на американский рынок

Новый моторный завод встретил ослепительной чистотой, идеальным порядком — и новейшими немецкими автоматизированными линиями. Молодые ребята и девушки (средний возраст на конвейере — 24 года) аккуратно скармливают металлообрабатывающим полуавтоматам распредвалы и головки блоков, собирают цилиндро-поршневые группы. На роботов, как японцы на тойотовских конвейерах, они не похожи. Но на обед китайцы перемещаются бегом — как солдаты срочной службы в «учебке»!

Говорят, что на китайских заводах каждая смена перед работой сперва выстраивается по красной линии, выслушивает напутственное слово мастера — и бегом направляется к рабочим местам. Сам не видел, но теперь верю…

Сборочные конвейеры производят аналогичное впечатление. На территории Chery два корпуса, где сейчас собирают шесть моделей — QQ, Amulet, Eastar, Tiggo, новый седан A5 и новый семиместный минивэн V5. Технология сборки — как на большинстве западных автозаводов: роботы-манипуляторы вклеивают стекла, остальное делают люди. А на линии сборки «паркетников» Tiggo «женитьба», то есть соединение подсобранного кузова с силовым агрегатом вкупе с элементами шасси, осуществляется с помощью популярных нынче передвижных «лифтов».



Здесь работают 13 тысяч человек. Между площадкой готовой продукции и сборочным заводом №2 — заводской трек для коротких ходовых испытаний каждой собранной машины

Главный инженер Ксумин работает на Chery с американским паспортом. Один из стимулов для таких специалистов — пакеты акций, которые будут раздавать топ-менеджерам Современные двигатели Acteco только начинают выпускаться — на автоматизированных линиях нового моторного производства Человек с желтой повязкой на левой руке — контролер качества сборки. Бригады с самым низким уровнем зафиксированного брака получают премии
 
Сборка шасси Tiggo ведется на индивидуальных передвижных стапелях, которые потом «подкатываются» под кузов Транспаранты, красные вымпелы, переходящие знамена: КНР по-прежнему остается социалистической державой  

А где кайзен, основа тойотовской производственной системы TPS? Узнать, есть ли на заводе кайзен, очень просто — нужно поискать глазами андон. Есть андон — будет и кайзен. Нет андона...

Андон — это шнур, который тянется вдоль всей сборочной линии, одна из главных составляющих встроенной в кайзен системы контроля качества. Если ты, рабочий, заметил проблему или брак, дерни за андон — конвейер и остановится. И никто за это ругать не будет — наоборот, похвалят. Сперва потери от простоев конвейера высоки, но в конечном итоге выгода от внедрения кайзена перекрывает все.

Сейчас кайзен есть даже на российских автозаводах, включая УАЗ и ТагАЗ. А почему всего этого нет на Chery?

— Кайзен? Какой кайзен? — искренне удивились китайцы. — Нам кайзен не нужен. За качеством сборки следят специальные контролеры. Видите этих людей с желтыми повязками на руках?

Люди с желтыми повязками действительно оглаживают руками кузовные панели, вдумчиво открывают двери свежесобранных машин и внимательно заглядывают внутрь. Сомнительная альтернатива кайзену…

Зато дождевальная камера для проверки герметичности уплотнений, стенды с беговыми барабанами или посты для финальной инспекции головной оптики есть — как и на любом современном сборочном производстве.

На одном из участков конвейера мелькает европейское лицо — за пожилым немцем, как утята, семенят молодые китайцы.

— Мне скоро семьдесят, я сорок лет проработал на заводах Volkswagen, а теперь вот приехал сюда, в Уху. Учу китайцев собирать автомобили. Мне тут интересно! Они все молодые, схватывают на лету. Живу в большом доме. Слишком большом для меня одного…

И немец бросает хитрый взгляд на миниатюрную переводчицу. Ай молодец!

Только что запущенный окрасочный комплекс Durr пока простаивает: спрос на Tiggo и другие новые модели не столь велик Китайцев учат иностранные специалисты. Среди них — этот опытный немец, который почти 40 лет проработал на заводах Volkswagen Термокамера с беговыми барабанами и «искусственным солнцем» предназначена для климатических испытаний
 
Сборочное производство устроено бесхитростно — ни кайзена, ни движущихся полов    

Последний пункт экскурсионной программы — новый окрасочный цех мощностью 220 тысяч машин в год, построенный немецкой фирмой Durr. Фантастическое сооружение. Нескончаемые этажи гулких стальных конструкций, конвейеры и лифты, по которым автоматизированно перемещаются кузова. Грунтовка производится окунанием по самой современной методике — в глубокой ванне кузова переворачиваются для лучшего перемешивания состава и более однородного покрытия. А чтобы попасть в зону окраски, нужно миновать шлюз-тамбур, где выравнивается давление и мощным потоком воздуха с тебя сдувается остаток пылинок.

Увидеть на фирме, которая еще четыре года назад выпускала один-единственный «цельнотянутый» Amulet, столько новейшего хай-тека… Громада автоматизированного окрасочного комплекса, великолепное моторное производство, работающий как часы конвейер, хоть и без кайзена. И все это выросло в Уху за последние несколько лет!

А что «на выходе»? Что за автомобили выпускает Chery?

КИТАЙСКАЯ КУХНЯ

Мы вполне могли бы прокатиться на новых автомобилях и по дорогам вокруг Уху — авось объехали бы всех велосипедистов. Но нас отвезли на государственный автополигон Динг Юань в трех часах езды от Уху.

Во многом Динг Юань напоминает наш Дмитровский НИЦИАМТ. Подъездные дороги среднего качества, потрепанное офисное здание… Комплекс был построен для военных целей, о чем напоминают огромные бетонные волны для испытаний колесных вездеходов на скрещивание осей. Но овал скоростной дороги тут — с профилированными виражами. А когда нас повезли по серпантину «горной дороги», он показался бесконечным — раз в 20 длиннее, чем в Дмитрове!

Кроме того, китайский полигон загружен не меньше западных. По дорогам ездят закамуфлированные Rover 75 и родстер MGF, которые в Китае собирается выпускать концерн SAIC. Мелькают Chevrolet Lacetti и большой Buick для местного рынка. По овалу накручивает круги новый перспективный вэн Chery со смешной горбатой кабиной (исключительно для внутреннего рынка)…

Для нас подготовили четыре модели Chery.

Новый седан Chery A5 (заводской код A21) — первенец собственного инжиниринга. Пока на домашний рынок вышла версия А520 с двухлитровым мотором Acteco (88888—105800 юаней, то есть $11000—13000). Готовится и российский дебют. Автомобиль с кожаным салоном будет стоить не менее $15000. Позже появится Chery A516 с новым 1600-кубовым мотором. У машины интересная внешность, современный просторный салон, мультифункциональный руль с клавишами, неплохие кресла с сервоприводами, удобный багажник — на его крышке даже есть обивка. Но качество пластика, работа аудиосистемы и «климата» не понравились

Хэтчбек Amulet с 1600-кубовым мотором, только что взятый с конвейера, оказался ужасен. По сравнению с той машиной, что выиграла в сравнительном тесте Авторевю (см. АР №2, 2006), — просто кошмар! Рычаг коробки болтается, в салоне шум и вибрации, руль «тупой», разгон шумный… К тому же пошел дождь, и на мокром асфальте Amulet пытался развернуться под каждый сброс газа в повороте. Ни сцепных свойств шин, ни управляемости…

На «паркетнике» Chery Tiggo мы тоже уже ездили в России, но теперь у машин с мотором 2.4 есть и полноприводная версия — с современной электромагнитной муфтой BorgWarner в приводе задних колес. Конечно, с полным приводом кроссовер стал тяжелее, и старенького мотора Mitsubishi уже не хватает для бодрого разгона. Зато электроника муфты настроена отменно — включается без задержки и даже позволяет уверенно вести Tiggo 4x4 в «полноприводном» заносе!

Оказалось, что управляемость полноприводной версии доводили с помощью инженеров фирмы Lotus. Заметно!

Полноприводный Tiggo порадовал неплохой управляемостью Tiggo уже оснащается системой навигации с интерактивным экраном, на который касанием пальца можно вывести список местных достопримечательностей. Например, ближайший райком компартии Китая Электромагнитную муфту заднего привода новейшего семейства ITM 3e для Tiggo 4x4 поставляет BorgWarner — с одного из трех своих китайских заводов

Седан Chery А5/А21 — совершенно новый автомобиль. Фактически это первенец «самостийной» эпохи Chery, разработанный без прямого копирования. Выглядит автомобиль интересно, в салоне довольно просторно — и спереди, и сзади. Образцом при разработке шасси с многорычажной задней подвеской был Mitsubishi Lancer, инжиниринг делали сами — силами собственного СП с тем самым замечательным названием KaKing Technology. Но помогали японские специалисты и фирма Ricardo, а управляемостью занимался Lotus. И это чувствуется: руль в виражах наполнен информативной тяжестью, реакции довольно быстрые и однозначные. Даже поскользить приятно. И двухлитровый мотор, один из первенцев совместного с AVL семейства Acteco, тянет уверенно, хотя и без чудес.

Неплох и двухобъемный семиместный автомобиль Chery V5/B14 — это тоже совсем новая модель, которая только-только начала продаваться в Китае. Симпатичный дизайн японского ателье SIVAX, уютный салон с массивными пластиковыми панелями «под дерево» и центрально расположенными приборами. Двигатель объемом 2,4 л и «автомат» — те же, что устанавливаются на Tiggo, но есть версия с новым двухлитровым мотором Acteco. На ходу кроссовер неплох — спокойные реакции, тяговитый двигатель, сносно работающий «автомат». Но педаль тормоза практически невозможно продавить до срабатывания АБС, мотор шумноват на «верхах», дорожный гул прослушивается сильнее, чем хотелось бы. А подвеска вроде бы «плавная», но на дорожных волнах машину подкидывает — амортизаторам не хватает энергоемкости.

Семиместный «кроссовер» Chery V5 с заводским индексом В14 — еще одна новая модель. Дизайн японского ателье SIVAX хорош, но интерьерный пластик на ощупь гораздо хуже, чем на вид. Приборы — в центре, сверху на панели есть ящички с хлипкими крышками, «климат» — с вакуумно-люминесцентным дисплеем. Руль регулируется только по высоте, спереди и на третьем ряду тесновато, но на сиденьях второго ряда вольготно. Двигатель 2.4 и «автомат» с ручным режимом — старые, по лицензии Mitsubishi. Цены в Китае — от 120000 юаней (примерно $15000) за Chery V520 с двухлитровым мотором Acteco и «механикой» до 160000 юаней ($20000) за версию V525 с «автоматом». В России эта машина не будет дешевле $20000

Кстати, амортизатор по-китайски — «джен чен чи», буквально «вычитающий вибрации». Очень точное определение. Вот только вычитать вибрации китайским амортизаторам нужно усерднее…

На обед нас отвезли в ближайший к полигону «поселок городского типа» — и покормили в лучшем местном ресторанчике. Антураж — белый кафель на стенах пищеблока, обшарпанные столы. Но еда! Черные «земляные яйца», протухшие до состояния мармелада, сваренные в ворохе красного перца раки, жаренный в каких-то невероятно пряных специях угорь, огненно-острые куски мяса, рыбы, утки с самыми невероятными приправами…

Правда, теперь я знаю, что ферментированный соевый творог тофу на запах (и, увы, на вкус) — чистый навоз! Но все остальное было невероятно вкусным. Не знаю, как насчет Пекина, но так не кормят ни в одном ресторане Москвы или Европы. А окончательно добил счет, выставленный за пиршество двенадцати человек со всеми местными деликатесами: 432 юаня, чуть более полутора тысяч рублей! Что еще раз подтвердило прописную истину: хочешь вкусно поесть в стране с богатыми кулинарными традициями — езжай в глубинку и найди ресторан, где справляют местные свадьбы. Особенно если речь идет о Китае с его многотысячелетней кулинарной историей.

А вот автомобили Chery, в отличие от китайской еды, пока сыроваты.

Chery Amulet (он же Cowin, он же Quiyun, Fulwind и Chery A15) оснащается 1600-кубовыми моторами — или собственным старым двигателем, дебютировавшим еще в 1999 году, или крайслеровским агрегатом Paragon (как на Mini)

Передачи на всех машинах, включая Tiggo и А5/А21, переключаются с разной степенью нечеткости. Пластик интерьера гораздо хуже, чем у корейских и американских автомобилей. Системы климат-контроля (а вернее, автоматические кондиционеры) работают кое-как: судя по всему, китайцы еще не до конца понимают, зачем они нужны. Например, заводские водители периодически включают «климат» — и через несколько минут нажимают кнопку Оff, потому что в салоне становится холодно независимо от заданной температуры.

И это объяснимо. Откуда в стране, где автомобиль до сих пор в диковинку, где водителям приходится постоянно сигналить, распугивая велосипедистов, — откуда здесь взяться своим инженерам-испытателям, своим специалистам по настройке бортовых систем, своим подвесочникам?

Их и нет. Вернее, они есть — на Chery 3100 инженеров, из них 100 экспертов и 50 докторов наук. Но они только учатся делать автомобили. Как учится этому вся страна.


ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ

В 1995 году 15 китайских автозаводов совместно делали чуть более 300 тысяч автомобилей в год. Коммунистическая страна нищенствовала, велосипеды были роскошью. А сегодня, десять лет спустя, в социалистическом Китае выпускается свыше трех миллионов легковых машин!

Вступление в ВТО в 2001 году Китай сопроводил постепенным снижением заградительных пошлин на ввоз иномарок (с 80% до 2001 года до нынешних 25%). Но предварительно зарубежным фирмам было разрешено создавать СП на паритетной основе — 50 на 50 с государством. Весь автомобильный мир немедленно бросился в Китай — благо инвестиционный климат в Поднебесной стабилен, а за воровство чиновников даже расстреливают. В итоге за десятилетие в Китае вырос «наполовину собственный» автопром мирового уровня. Инофирмы привели за собой своих поставщиков. У Denso — 12 заводов в Китае, Bosch построил 11 заводов, Delphi — 10… Россия о таком великолепии только мечтает, а в Китае все это уже есть!

Но китайским властям этого мало. Не зря вице-президент Chery в разговоре обронил:

— Мы пустили иностранцев на свой рынок в обмен на технологии, но потом поняли, что по-настоящему технологий так и не получили…

Теперь Китай рвется в высокотехнологичное будущее самостоятельно! Страна уже вышла на четвертое место в мире, снабжая всю планету ширпотребом и электроникой. Что дальше?

Дальше — по пути Японии и Южной Кореи. Поэтому на полигоне Динг Юань будут строить новое скоростное кольцо — на котором можно будет развивать свыше 300 км/ч. Зачем? Ответ китайцев нас поразил: «Мы слышали, что в Германии нет ограничений скорости...»

А в Уху будут строить свой технический университет Chery. Чтобы растить собственных специалистов. А еще на территории завода до 2007 года появится третий моторный завод (в дополнение к двум уже имеющимся), виброакустическая лаборатория, корпус испытаний электроники и тестовый стенд для полноприводных автомобилей.

Судя по всему, именно Chery станет авангардом Китая в борьбе за целиком собственный автопром. Конечно, среди стопроцентно китайских автозаводов есть и другие крупные предприятия — например Geely или Great Wall. Но это частные фирмы, и такие мощные инвестиции для них неподъемны. А Chery — завод государственный. И поэтому — самый крупный среди независимых (от зарубежных фирм) китайских автопроизводителей. Доля фирмы среди китайских производителей легковых машин в 2005 году — 6% (190 тысяч машин из 3,14 милллиона). Даже если сюда прибавить 200 тысяч внедорожников и отнести продажи Chery к общему рынку в 3,34 миллиона машин, то выйдет 5,7%.

А в этом году наверняка будет больше: прогноз Chery на конец года — 330 тысяч машин.

А дальше… Что дальше?

— Мы уверены в нашем рынке, — объяснял нам ситуацию Жу Бирен. — Каждый год рынок в Китае будет расти на 15%, и так до 2020 года! А уже в 2008 году Chery будет выпускать 14 моделей…

Это говорит вице-президент государственного предприятия социалистической страны, где все расписано по пятилеткам.

Значит, так оно и будет?

Не все так просто.

Динамика продаж автомобилей Chery на внутреннем рынке. По вертикальной шкале - число проданных машин в тысячах.

На домашнем рынке основной прирост продаж для Chery обеспечивают «пиратские» QQ (15097 проданных машин в мае) и Amulet (6687). И спрос на них растет благодаря тривиальному обстоятельству — они дешевле. Например, QQ стоит от 30000 юаней (примерно $3800), Amulet — от 56000 юаней (примерно $6800). А Eastar, Tiggo, A5 и V5 гораздо дороже — от $11000—15000. И их продажи пока что значительно ниже — по 1370 машин в месяц.

 

Экспорт? Путь за границу тоже не усыпан розами. Да, QQ и Amulet понемногу продаются в третьих странах — Куба, Венесуэла, Колумбия, Пакистан. В России автомобили Chery даже собирают. Но китайцы схитрили, подписав договор на «отверточную» сборку с калининградским Автотором, где не нужно четких обязательств по локализации производства. И в России всполошились: Автотор хотят лишить налоговых льгот.

Европейский и американский рынки пока для Chery закрыты — нынешние модели не отвечают сертификационным требованиям. Кстати, интересы Chery в США рвется представлять знаменитый Малкольм Бриклин со своей фирмой Visionary Vehicles — тот самый, который сперва открыл для Штатов Subaru, а потом неудачно попытался импортировать в Америку Yugo. Причем часть машин Бриклин планирует выпускать в США, построив для этого завод. В момент нашего визита в Уху президент Chery Ин Тонгьяо был в США — на переговорах.

Так что для Chery все решится в следующие два года. Выйдут новые модели, прототипы которых мы видели в Уху, и рынок их примет — или не примет. И новые производственные мощности Chery или будут простаивать, или окажутся загруженными на полную катушку.

Но второй вариант кажется более реалистичным.

На Chery открещиваются от таких трехколесных повозок: кузов QQ на мотоциклетных агрегатах. «Понятия не имеем, кто их делает!»

Китайцы карабкаются вверх. Экономику Китая двигают вперед не нефть и газ, а исключительно люди — 1,3 миллиарда практически мононационального, генетически трудолюбивого населения. Кстати, пока мы бегали под дождем по полигону с фотоаппаратами, сопровождающие китайцы мокли вместе с нами — и безропотно остались там до темноты, вернувшись в Уху только к полуночи. В Германии, где в шесть вечера рабочий день закончен, я такого себе не представляю.

А в России? Чем мы хуже?

Сравнивая увиденное на Chery с ситуацией на АвтоВАЗе, так и хочется сказать: ничем. У нас тоже есть шанс. Как минимум потому, что у нас есть свои специалисты, а у Китая — пока нет. И молодые ребята на вазовском конвейере, собирающие Калину, ничем не уступают молодым ребятам в Уху, собирающим Amulet.

Но если на Chery будут строить собственный университет, то у нас о новых вузах что-то не слышно. А последнее, что мы видели из иллюминатора взлетающего самолета, были два гигантских строящихся терминала Пекинского аэропорта. Каждый из которых раз в десять больше нового терминала Шереметьево-3, строящегося в Москве


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
E-mail: info@pomni.su
Реклама на сайте