Чип-тюнинг – это изменение программы управления работой системы зажигания и питания двигателя, а в некоторых случаях – наддувом и коробкой передач. Для этого иногда требуется демонтаж электронного блока управления (ЭБУ) и его подключение к компьютеру со специально разработанным софтом.
Некоторые фирмы проверяют результаты чип-тюнинга с максимальной точностью – на динамометрическом стенде.
ЗАЧЕМ
Возможность менять характеристики мотора несколькими нажатиями кнопки на клавиатуре появилась вместе с первыми электронно управляемыми инжекторами. Дело в том, что cерийная программа работы ЭБУ двигателя написана в расчете на массового среднеcтатистического потребителя. Как правило, это компромисс между многими факторами: тягово-скоростными характеристиками, экономичностью, экологичностью, надежностью и долговечностью.
Между тем, корректируя программу, мотор можно настроить (не зря слово «тюнинг» происходит от английского to tune – «настраивать») под индивидуальные потребности совершенно разных пользователей. Ведь кто-то предпочитает скоростную езду с динамичными разгонами у каждого светофора, кому-то часто приходится подолгу ехать загородной дорогой, а для кого-то на первом месте – минимально возможный расход топлива, ради которого он готов поступиться динамикой.
В некоторых случаях владельцу может потребоваться перенастроить двигатель под иной вид топлива – сжиженный или сжатый газ, низкооктановый бензин. Хороший результат дает перенастройка современных бензиновых моторов, отвечающих экологическому стандарту Евро 4, который у нас еще не действует. После перенастройки у них значительно улучшаются тяговые характеристики на оборотах ниже 3500 об/мин.
Есть интересные случаи – у «немцев», которые ездят по автобанам с неустановленным скоростным лимитом, электроника искусственно ограничивает скорость автомобилей 250 км/ч, у некоторых «американцев» есть электронный порог скорости в 190 км/ч. А у старых японских машин, предназначенных для внутреннего рынка, мощность даже моторов немалого объема ограничивалась 180 л. с. Специалисты могут «снять» эти ограничения. Также весьма интересна перепрошивка, которая исключает снижение динамики разгона при включении кондиционера.
Альтернатива перепрошивке штатного ЭБУ – дополнительный блок, который содержит предустановленную тюнинговую программу. В некоторых конструкциях активировать тюнинговую программу ЭБУ можно посредством брелока.
ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Наиболее легко повысить мощность современных турбированных моторов, которые управляются электроникой. Изменил момент включения турбины и алгоритм работы системы изменения ее геометрии – и получил более ранее включение нагнетателя и более высокое давление наддува. А также с легкостью добавил четверть, а то и треть мощности и крутящего момента. Другое дело атмосферные моторы, т. е. без наддува. Здесь приходится корректировать не только порции впрыскиваемого топлива и характер его подачи – момент открытия форсунки и его длительность, но и зажигание – момент при различных режимах работы силового агрегата, а также фазы газораспределения.
Вмешательство происходит посредством специальной программы, записанной в память компьютера. Специалист может корректировать каждый параметр вручную, а может заменить штатный софт готовым, написанным заранее или приобретенным у специализированных тюнинговых фирм.
Многие владельцы ценят возможность самостоятельного выбора нужной программы из нескольких предустановленных – в зависимости от предстоящих условий поездки. Для этого используется ноутбук, подключаемый к блоку управления, или ЭБУ, позволяющее «зашить» в его память более одной программы. Такие блоки могут быть или штатными (некоторые версии «Января» и «Микаса» для ВАЗов и ГАЗов), или тюнинговыми, поставляемыми специализированными фирмами.
«Железо» – собственно блок управления двигателем – никаких изменений не претерпевает. Тюнер-электронщик вмешивается лишь в его программное наполнение.
ПРЕДЕЛ МЕЧТАНИЙ
Конечно же, чудес не бывает – превратить 1,3-литровую «четверку» в «зверя», который дымит резиной на сухом асфальте, вряд ли удастся. Как правило, чип-тюнинг позволяет повышать мощность атмосферных моторов в пределах 7-8%, турбированных – на 20–25%. Преградой к более весомым результатам становятся геометрические параметры цилиндро-поршневой группы, производительность топливного насоса и инжекторов, характеристики приборов искрообразования. Не следует забывать также о пределе прочности деталей конструкции двигателя и трансмиссии – как правило, заводские детали мотора имеют не более 15–20% запаса прочности.
МНЕНИЯ
Чип-тюнинг – своего рода товар на любителя. Зачастую клиент ждет чуть ли не двукратного прироста мощности или, напротив, опасается, что чип-тюнинг сократит жизнь мотора в несколько раз. Поэтому чтобы ожидания владельца оправдались, он должен представлять, что хочет получить в результате чип-тюнинга. В любом случае, даже если клиент требует максимально прибавить мощность или момент, мы никогда не переступаем ту черту, за которой кроется ускоренный износ деталей и уменьшение ресурса силового агрегата.
Чаще всего клиенты просят улучшить разгонную динамику автомобиля или повысить экономичность – все это относительно легко решаемые вопросы. А вот коррекцию программы под более дешевый бензин мы не беремся делать. Ощутимой экономии таким образом добиться невозможно – ведь низкооктанового топлива для достижения мало-мальски приемлемых динамических характеристик автомобиля приходится «заливать» значительно больше.
Прирост мощности – это не самое главное, что получают владельцы атмосферных моторов в результате чип-тюнинга. Наиболее заметный эффект дает улучшение отзывчивости силового агрегата на работу акселератором: машина становится «живее», поскольку у некоторых моделей из экологических соображений штатная программа открывает дроссель с задержкой или на ограниченный угол. При этом после перечиповки потребление топлива увеличивается только во время активной езды. Если водитель в основном ездит в спокойном режиме, расход может даже упасть, ведь в результате чип-тюнинга двигатель начинает работать более эффективно. А еще нередко клиенты специально просят сделать мотор «эластичнее» по характеристикам – это тоже решаемый вопрос.
ДРУГАЯ СТОРОНА
Есть у чип-тюнинга и минусы. Так, при улучшении динамики зачастую попутно повышаются обороты холостого хода, могут нарушаться заводские показатели токсичности выхлопных газов. Если водитель «на полную» использует полученную прибавку мощности и момента, возрастает расход топлива. Хотя при спокойной езде «заряженный» мотор способен экономить. При «перечиповке» с целью повышения экономичности, как правило, заметно снижается разгонная динамика автомобиля.
ЧТО И КАК УЛУЧШАЮТ
1. Экономичность
Увеличение угла опережения зажигания на 5–7 градусов (в «раннюю» сторону)
Уменьшение подачи топлива
Смещение фазы впрыска топлива в «раннюю» сторону
Отключение лямбда-зонда на определенных режимах
Изменение производительности форсунок
Увеличение зоны нечувствительности педали до 5 градусов (чтобы случайные движения ногой не провоцировали впрыск ненужных порций топлива).
2. Мощность (скорость движения)
Увеличение подачи топлива
Смещение фазы впрыска топлива в «раннюю» сторону
Смещение момента зажигания на 2-3° в «раннюю» сторону.
3. Крутящий момент (динамику разгона)
Увеличение подачи топлива (на определенных оборотах)
Увеличение скорости изменения параметров зажигания
Смещение момента зажигания в «позднюю» сторону
Перенастройка диспетчера режимов – зависимость реакции ЭБУ от угла нажатия (или скорости нажатия) на педаль
Изменение рабочей температуры двигателя (коррекции температуры включения вентилятора). _________________ Подпись
Для тех кто в бронепоезде блиц ответы(косвенно ответы в тему, так как всё это влияло на динамику ):
Игорь Валентинович писал(а):
И на последок насчет наших российских "кулибиных" обьясните мне тупому зачем из подкатушки зажигания нужно было выташить пластину
1) чтобы убрать пробой высокого напряжения с корпуса катушки на эту саму пластину(там две пластины), запускаем в полной темноте двигатель и смотрим на северное сияние. Три разных машины смотрели - у всех были пробои, у всех сняли эти железки. Следы пробоя видны на самой этой пластине и на катушке как светлый налёт.
Игорь Валентинович писал(а):
было изначально на Митцубисевских движках этой серии.? Ну и совсем не понятно зачем создавать в двигателе какието защитные экраны из фольги, как в микроволновой печи
2) Чтобы понизить нагрев впускного коллектора от выпускного, холоднее воздух - богаче смесь, динамичнее езда. Показания температуры воздуха впускного коллектора снимаются с бортового компьютера (с самого ЭБУ) _________________ Подпись
China is a super power now besides they are owning everything. US flags are made by China now.
Володь, ты мне прошивал серебристый SAFE в Перово, машина Евро-3. Прошивка под 92 бензин. Володь, результатом, если честно не доволен:
во-первых, никакой разницы по приему и остальным параметрам не заметил, все осталось как и было.
во-вторых, обещанного снижения расхода топлива не произошло, расход остался не изменным.
в-третьих, на 92 бензине машина не едет, звенят пальцы, в общем как все было, так и осталось!
Володь, на следующей неделе уезжаю в командировку, в Москве буду в конце месяца, хотелось бы встретиться, что бы ты еще раз посмотрел, может прошивка просто не прописалась? _________________ Подпись
Диагностика, ремонт, настройка ГБО и Чип-тюнинг китайских автомобилей
Володь, ты мне прошивал серебристый SAFE в Перово, машина Евро-3. Прошивка под 92 бензин. Володь, результатом, если честно не доволен:
во-первых, никакой разницы по приему и остальным параметрам не заметил, все осталось как и было.
во-вторых, обещанного снижения расхода топлива не произошло, расход остался не изменным.
в-третьих, на 92 бензине машина не едет, звенят пальцы, в общем как все было, так и осталось!
Володь, на следующей неделе уезжаю в командировку, в Москве буду в конце месяца, хотелось бы встретиться, что бы ты еще раз посмотрел, может прошивка просто не прописалась?
Кто не ошибается - тот не работает. Удивило все .... может я не нажал кнопку "Сохранить"?
Звони конечно, проверю. _________________ Подпись
Вообщем, у меня прошивка №4 ЕВРО-3 92 ("свежак"). Сегодня откатал целый день по городу. Ну честное слово, я не узнаю свой мотор. Динамики прибавилось, мотор урчит, мурчит. Тишина. На холостых движка не слышно даже с улицы. Сегодня ехал, смотрю 3500 оборотов, а тишина, как будто 1500 об. На низах тяга клевая, после лежачих полицейских на третьей можно трогаться спокойно
Но, Володь, тупизим все-равно иногда на первой проявляется. Причем чем больше газа даешь, тем хуже разгон на 1-ой. Видимо, все-таки какие-то датчики мозг парят ЭБУ.
Вообщем, Володь, прошивка клевая. Ждем еще обновлений
Расход пока не засекал _________________ Подпись
Видео- и фотомонтаж, съемка, реставрация фотографий.
Но, Володь, тупизим все-равно иногда на первой проявляется. Причем чем больше газа даешь, тем хуже разгон на 1-ой.
Да какой там тупизм на ПЕРВОЙ может быть в принципе???? Она такая короткая что если газа дать то просто колёса проворачиваются и она сразу заканчивается. _________________ Подпись
China is a super power now besides they are owning everything. US flags are made by China now.
Да какой там тупизм на ПЕРВОЙ может быть в принципе???? Она такая короткая что если газа дать то просто колёса проворачиваются и она сразу заканчивается.
Nash правильно пишет.
Есть по этой проблеме мысли, я и Akdantist всё проверим и если получится победить то напишу на следующей неделе.
Да какой там тупизм на ПЕРВОЙ может быть в принципе????
У меня временами тоже бывает, причём если он появился ,то присутствует и на последующих передачах.И на тахометре естественно смещается(провал) в сторону увеличения. В этом случае я просто отпускаю педаль газа до конца и потом повторяю попытку.Не "притаптывая" педаль газа , а именно отпуская до конца. После этого провал исчезает. Чем объяснить, не понимаю.
У меня временами тоже бывает, причём если он появился ,то присутствует и на последующих передачах.И на тахометре естественно смещается(провал) в сторону увеличения. В этом случае я просто отпускаю педаль газа до конца и потом повторяю попытку.Не "притаптывая" педаль газа , а именно отпуская до конца. После этого провал исчезает. Чем объяснить, не понимаю.
Да согласен всё так и есть, это было и в стоковой прошивке.
Нужно покататься на Е2 и если у них такой проблемы нет, то однозначно дело в прошивке.
А у меня чо то двигатель стал шумно работать и по трассе опять эта фигня - газ в пол разгон вялый, сбрасываю газ - "выстреливает". Володь, мож потправить чутка? Или может перепрошить на бензин 92-95? Сейчас "вторая" прошивка Евро-2 95-ый бензин.
Еще, ребята, не занимайтесь ерундой. Переходите на 92-ой бензин. Все дело в октановом числе. Если прошивка под 95-ый, и вы зальете хреновый бензин (а я не знаю где у нас в Москве нормальный), то будут такие же симптомы как и уменя. Я вот ОПЯТЬ перешел на 92-ой и почувствовал разницу. _________________ Подпись
Видео- и фотомонтаж, съемка, реставрация фотографий.