Китайские автомобили

Chery. Наука перенимать опыт

Дата: 12.09.2005

Издание: Авто Центр

Автор: Юрий Дацык

Источник: Авто Центр
Еще десять лет назад автомобильной промышленности в Поднебесной практически не существовало. Но сегодня ситуация кардинально изменилась. Чтобы разобраться, как именно, мы поехали в Китай.

За короткий период страна с 1,3-миллиардным населением создала столь мощную автоиндустрию, что ей уже мало места на родине. Планы настолько грандиозны, что, по некоторым данным, имеющихся в наличии морских лайнеров-автоперевозчиков может оказаться мало, чтобы обеспечить массовые поставки китайских машин в некоторые страны мира.

Познакомиться с китайским автомобилестроением нам предложило руководство компании «Автоинвестбуд», которая является эксклюзивным представителем крупнейшего государственного автопроизводителя в Китае – Chery Automobile Co., Ltd. и занимается не только продажей машин этой марки, но и планирует наладить их сборку в Украине. И вот мы на востоке Китая, в четырехстах километрах от Шанхая – в городе Вуху. Здесь расположено основное производство Chery Automobile Co., Ltd.

На всем готовом

Прежде чем рассказать об увиденном на заводе, припомню один интересный случай. Пять лет назад, во время посещения Парижского автосалона, осматривал одну из новинок и чуть было не наступил… на китайца. Что он делал на полу? Cо штангенциркулем в руках обмерял подвеску автомобиля! Тогда это вызвало улыбку, однако теперь, после знакомства с продукцией и перспективными разработками китайского автопрома, я понял, зачем он это делал. Китайцы решили «не изобретать велосипед», а принялись перенимать лучшие достижения мировой автоиндустрии. При этом многие детали, узлы и агрегаты дорабатывались, на что были получены соответствующие патенты. Так удалось избежать длительных этапов создания узлов и агрегатов автомобиля с «чистого листа». Такой подход позволил сразу получить продукцию, которая соответствует стандартам многих стран мира.

Заводской НТЦ

Создаются новые модели Chery в заводском научно-техническом центре (НТЦ). Все здесь происходит в соответствии с требованиями времени. Практически все специалисты этого центра – выходцы из Китая, ранее работавшие на заводах и в институтах ведущих мировых автопроизводителей. Теперь они применяют накопленный опыт, создавая отечественные машины. Мощности технического центра пока используются частично. Во многих лабораториях 30 – 40% рабочих мест остаются свободными.

Активный интерес к китайским автомобилям сейчас проявляют европейские производители комплектующих. Например, во время нашего визита концерн TRW – производитель различных систем безопасности автомобиля – устроил выставку своей продукции и новых разработок. Между тем на конвейере на некоторые модели уже полным ходом устанавливаются узлы тормозных систем торговой марки Lucas (принадлежит TRW), электроника Siemens-VDO и Bosch.

По утверждению специалистов Chery, их автомобили проходят не только заводские испытания. В Китае, как и в Европе, существуют независимые организации, испытывающие машины. Национальный центр тестирования автомобилей – один из них. Еще в 2000 году машины Chery успешно выдержали 40 независимых тестов, включая краш-тесты. А в 2002 году компания стала первым китайским автопроизводителем, который сертифицирован на соответствие требованиям TUV (ISO/TS 16949).

На перспективу

Глядя из окна четвертого этажа административного здания на территорию завода, понимаешь, что для знакомства со всеми цехами необходима как минимум неделя. В нашем же распоряжении было только два дня, поэтому в список посещаемых производств мы внесли все сборочные конвейеры, окрасочный цех, сварочное и прессовое производство, новый цех по изготовлению двигателей. На первый взгляд, много, так что некоторые цеха – покраски, сварки, штамповки, сборки модели QQ – решили посетить в ночную смену.

За короткое время, проведенное на заводе и в Китае, успели заметить, что все здесь делают на перспективу – и дороги, и аэропорты, и склады, и заводы. И завод, загруженный на 30 – 40% своей мощности, заработает в полную силу, как только наладят сеть продаж автомобилей этой марки за пределами Китая. Тогда ежедневно за ворота завода будет выезжать около двух тысяч автомобилей (пока – около 700 шт., за 2004 год выпущено около 200 тыс. авто).

Моторный цех

Предприятие Chery Automobile Co., Ltd. начинало свою деятельность с производства малообъемных автомобильных двигателей (0,8 л, 1,1 л), а изготовление автомобилей было начато в 1999 году. До последнего времени модели с 2,0-литровыми моторами оснащались проверенными годами агрегатами Mitsubishi, поставляемыми из Японии. Тем не менее к этому году конструкторы завода разработали целую линейку новых бензиновых и дизельных моторов – всего 18 моделей объемом от 0,8 л до 4,0 л. Обеспечить соответствие экологическим нормам Евро 4 позволило использование передовых достижений мирового двигателестроения – четыре клапана на цилиндр, изменяемые фазы газораспределения и другие.

Для запуска в серию новых моторов действующего моторного цеха оказалось недостаточно. Поэтому совместно с австрийской компанией AVL List был построен новый цех, который оснастили современнейшим австрийским и немецким оборудованием. Рабочий персонал в таком цеху выполняет только вспомогательные функции, а весь процесс обработки деталей – от блока цилиндров до распредвалов – проходит на автоматизированных линиях. За наладку и работоспособность всего оборудования отвечают специалисты из Европы. За смену в данном цеху может быть изготовлено до 300 двигателей.

Цех сварки кузовов

В производстве кузовов не используют суперсовременное роботизированное оборудование. Кузова варят с помощью обычной точечной ручной электросварки. Как рассказали нам представители завода, оснащать роботами данное производство в ближайшее время не планируется. При существующей технологии изготовления кузова заводу гораздо проще быстро перепрофилироваться на выпуск новых моделей. А их на подходе немало. Кроме того, рабочая сила в Китае стоит гораздо дешевле, чем роботизированное производство.

Покрасочный цех

По информации представителей завода, новый покрасочный цех обошелся им в $250 млн. (2 млрд. юаней). Попасть в него можно, только пройдя через несколько помещений. В раздевалке выдают спецодежду и чехлы на обувь. Далее нужно зайти в вентиляционную камеру на несколько человек, где с верхней одежды работников потоком воздуха удаляются частицы пыли. При входе на линию покраски стоит еще одна вентиляционная камера, которая пропускает максимум два человека.

Перед покраской кузов автомобиля проходит несколько этапов обработки – обезжиривание, фосфатирование, грунтование, нанесение виброизоляционных слоев и герметиков швов.

Внутренние поверхности кузова окрашиваются вручную, а вот на наружную лакокрасочное покрытие наносят роботы. На этой линии кузова могут одновременно окрашивать в 12 разных цветов. Пока не увидел все своими глазами, в это верилось с трудом. Смешивание красок и попадание частиц пыли иного цвета исключаются с помощью вертикальной направленности потока воздуха в окрасочной камере и качественной промывки распылителей форсунок в паузах (10 – 20 секунд) между машинами. После нанесения краски кузов покрывают слоем лака независимо от типа краски – «металлик» или пастельные тона.

Весьма интересно здесь решена проблема с повышенной теплоотдачей сушек. Чтобы тепло от них меньше влияло на общую температуру в покрасочном цеху, сушильные камеры расположили в верхней части цеха, поэтому большая часть тепла согласно законам физики уходит вверх.

Сборочный конвейер

Чем-то особенным эта часть производства моделей Chery не отличается. Собирают машины, как и на многих автозаводах мира, вручную. Более того, по сравнению с европейцами и американцами, китайцам заниматься этим намного удобнее, так как все они маленькие и худощавые. Скорость конвейера невелика, поэтому все делается в спокойной обстановке без какой-либо спешки – основного виновника брака на любых производствах. Чтобы избежать повреждения лакокрасочного покрытия, в начале сборки на крылья надевают пластиковые чехлы. Бросилось в глаза то, что подгонку плоскостей дверей, капота и крышки багажника к кузову делают (методом деформации силами специально обученных работников) не до этапа покраски, как у некоторых других автопроизводителей, а уже здесь, на сборочном конвейере.

Фирменный стиль

Равняясь на мировых автопроизводителей, специалисты Chery для фирменных автосалонов и СТО разработали свой корпоративный стиль. Имеются и рекомендации по строительству и организации работы как центров продаж, так и сервиса. Побывав на фирменной СТО Chery, удивился одному интересному факту – стоимость нормо-часа работ по обслуживанию и ремонту составляет всего около $1, при выполнении кузовных работ – около $2 (для сравнения – на фирменных СТО в Украине – в среднем от $15 – 20). Кстати, в период нашего посещения завода здесь проходили обучение украинские специалисты, присланные компанией «Автоинвестбуд». Они будут налаживать работу фирменных СТО в Украине.

После конвейера

Каждый новый автомобиль со сборочного конвейера своим ходом отправляется на посты регулировок и проверок. Первый – регулировка углов установки колес и света фар (1). Далее машины попадают в дождевальные камеры (2), где проверяется герметичность уплотнителей салона. После этого – тестирование характеристик двигателя на стенде с тяговыми барабанами и проверка тормозных свойств (3). Затем автомобиль заезжает в обильно освещаемый тоннель, где контролеры визуально проверяют лакокрасочное покрытие кузова на наличие повреждений (4). Появиться они могут в ходе сборки авто. Здесь же проверяется комплектность автомобиля и качество сборки. Если обнаруживаются царапины или вмятины, машина поступает на соседний пост, где маляр устраняет дефект и подсушивает свежеокрашенные фрагменты с помощью инфракрасной сушки.

Далее следуют ходовые испытания на специальных заводских трассах (5). Их несколько, и в зависимости от модели они имеют разную степень сложности. Понравилось то, что каждая трасса имеет участки, имитирующие разбитые дороги (6), (7), а также брусчатку (8). Это как раз ответ на вопрос адаптации к украинским условиям эксплуатации. При отсутствии нареканий у испытателей автомобиль отправляется на один из складов готовой продукции, которых в окрестностях завода несколько.

Производственная программа

На заводе Chery сейчас серийно выпускают пять моделей автомобилей: легковые – QQ, Windcloud (А11), Flagcloud (А15), Oriental Son (В11); внедорожник – Tiggo. В ближайшей перспективе начало производства седана С-класса (заводское имя – А21), а также семиместного минивэна Crossover (В14). Эти машины мы видели «живьем» на заводе, и сейчас они проходят внутризаводские ходовые испытания. Разработано еще несколько моделей – вен для использования в качестве мобильного офиса (В13), спортивное купе (М14), микромобиль S16.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
E-mail: info@pomni.su
Реклама на сайте