Китайские автомобили

Great Wall Hover

Дата: 06.03.2006

Издание: "Иномарка"

Автор: Дмитрий Юрасов

Источник: "Иномарка" ноябрь 2005
В стародавние социалистические времена, в бытность мою работником Горьковского автомобильного завода, существовало у нас такое явление, как "китайские магазины". Ассортимент этих предприятий советской торговли состоял из товаров, поставлявшихся из Поднебесной в обмен на "Волги" для тамошних номенклатурщиков, а продавалось все это, разумеется, по талонам, которые распределялись на ГАЗе. Стоя в очереди за китайским чаем, тушенкой и дешевыми кожаными куртками, мы ощущали себя избранными, и тогда нам в голову не могло прийти, что каких-нибудь двадцать лет спустя все перевернется с ног на голову - или, скорее, наоборот. Время тотального дефицита - в прошлом, "Волги" теперь китайцам и даром не нужны, а сегодняшние "китайские магазины" - это автосалоны, количество коих стремительно растет, равно как и средств передвижения, ими предлагаемых. До сих пор это был в основном "залежалый" товар различных марок - копии безнадежно устаревших японских пикапов, - но вот у российских дилеров появилось нечто вполне современного вида под названием Great Wall Hover. Этот симпатичный внедорожник продвигается на наш рынок очень активно: в августе его с большой помпой представили на московском "Мотор Шоу", в сентябре - еще раз, на выставке "Интеравто". И, наконец, в октябре мы решилиcь свести с ним близкое знакомство, дабы выяснить, на какое из огромного количества потребляемых нами изделий китайского производства он похож более всего.

Cправка:


Great Wall Hover продается в России в двух исполнениях - базовом и "люксовом", причем второе отличается немногим. Кожаный салон, люк с электроприводом и водительское сиденье с электрорегулировками оцениваются в сумме в 1800 долларов - именно такая цифра получается, если из цены дорогой версии - $26750 - вычесть цену "дешевой" - $24950. Кавычки здесь вполне уместны, так как уже "в базе" Hover оснащается жидкокристаллическим монитором, CD-чейнджером, кондиционером, четырьмя электростеклоподъемниками, обогревателем и очистителем заднего стекла и электроприводом боковых зеркал. Антиблокировочной системы и подушек безопасности нет ни в одной комплектации, но их установка предусмотрена, и они появятся в ближайшем будущем. Силовой агрегат предлагается только один - бензиновая "четверка" с ручной пятиступенчатой КПП, - а вариантов трансмиссии два: задне- и полноприводный, разница в цене - $2000. В тесте принимал участие полноприводный автомобиль в базовом исполнении, его стоимость - $26950.

Игрушка

Моя дочь то и дело притаскивает домой какую-нибудь новую мягкую игрушку из тех, что кучами лежат в игровых автоматах, - естественно, с клеймом Made in China. "Смотри, какой хорошенький... Пап, а кто это?" - вдруг вопрошает чадо, и я с некоторых пор боюсь этих вопросов, так как далеко не всегда могу найти ответ. Вот этот - вроде бы медвежонок, но почему-то с длинным хвостом, а эта - явно мышь, но с какой-то гривой... Да, китайцы - большие мастера создавать новые виды на основе старых, хорошо известных, и это, как выяснилось, относится не только к игрушкам. Правда, нельзя сказать, что снятый недавно с производства IsuzuAxiom, с которого скопирован Hover, так уж хорошо нам знаком, ибо выпускался он в США и продавался главным образом там же, но при большом желании можно найти "бэушный" экземпляр, даже у нас в Нижнем. И удивиться, насколько скрупулезно китайцы скопировали все наружные кузовные панели, исключая оформление передней и задней частей кузова: головные фары стали гораздо крупнее, между ними появилась нарядная хромированная фальшрадиаторная решетка, а "корму" украсили дополнительные фонари на стойках. Пусть все эти ухищрения сделали облик автомобиля чуть более банальным, зато смотрится он, пожалуй, даже более дорого, чем прототип, благо зазоры между панелями вполне "японские" - равномерные и не очень большие. Хотя, открыв дверь и приглядевшись внимательнее, замечаешь кое-где неровно приклеенные резиновые уплотнители, - все-таки Made in China...

...здесь Русью пахнет

Сами двери тоже выдают происхождение машины: из всех пяти легко и "благородно" закрывается лишь пятая, багажная, остальными четырьмя приходится хлопать от души, что уже слегка напоминает "нашемарки". А когда захлопываешь за собой дверь, полностью погружаешься в "русский дух", поскольку столь резкий запах в салоне ну никак не вяжется с «иномарочностью». Но запах запахом, а вот если бы на наших заводах еще интерьеры собирали так добротно: все элементы тщательно подогнаны, нет никаких "косяков", облой и заусенцы на пластмассовых деталях можно найти, только если очень постараться... Нарекания может вызвать лишь подбор материалов: слишком уж они разноцветные и разнофактурные, с вполне приличным пластиком обивок дверей и коврика в багажнике соседствует откровенно дешевая, "дубовая" передняя панель. Вкупе с цветовой гаммой отделки салона, базирующейся на контрасте черного и светло-бежевого, все это напомнило мне опять же изделие родного автопрома, но не серийное, а выставочный экземпляр, так называемый демонстратор, любовно вылизанный работниками экспериментального цеха.

Однако, в отличие от демонстратора, в серийном образце все должно действовать, и первым делом я решил проверить работоспособность климатической системы, вспомнив, что на ГАЗе специализировался именно на этой части автомобиля. Не сразу найдя пульт управления "печкой" и кондиционером - он объединен с управлением аудиосистемой, - убедился, что в этом плане нам до китайцев еще далеко: набор функций и эффективность достойны иномарки, и шумит моторчик вентилятора не очень громко. Вот только на аляповатом, как у дешевого китайского музыкального центра, черно-красно-синем дисплее режимы работы "климатики" теряются на фоне пляшущих столбиков эквалайзера, когда включена "музыка" (кстати, на Hover "в базе" устанавливаются шестидисковый CD-чейнджер и указатель температуры забортного воздуха, который, впрочем, здорово "врет" - должно быть, датчик расположен у выпускного коллектора). А когда я попытался изменить направление воздушных потоков, обнаружил, что дефлекторы "климатики" разболтаны (это на новом автомобиле - что же с ними дальше будет?), а один из них, боковой, уже сломан: пластиковые ребра разъехались, соскочив с направляющих. Точь-в-точь как на "Волгах" и "Газелях" ранних лет выпуска!

Cправка:


Холдинг Great Wall ("Великая Стена") - крупнейшее в Китае негосударственное автомобильное предприятие. На сегодняшний день его производительность составляет 170 тысяч автомобилей в год, а модельный ряд насчитывает семь базовых моделей, флагманом среди которых считается Hover. Это пикапы Deer, Sailor и Socool и универсалы Sing, Pegasus и Safe, все представляют собой "римейки" японских грузопассажирских машин, снятых с производства. Однако в ближайшие три года Great Wall планирует расширить гамму моделей за счет легковых автомобилей и минивэнов, подготовка производства которых ведется уже сейчас.


Китайский размер

Еще одним раздражающим фактором оказались сиденья - вполне пристойны на вид, "на ощупь" они слишком мягкие, да еще и чересчур низкие, будто бы делались в расчете на малорослых седоков. Но если бы они были выше, стало бы только хуже: большой дорожный просвет и мощная отдельная рама, лежащая в основе машины, "съедают" высоту салона, и водитель или пассажир среднего роста даже при такой посадке подпирает головой потолок. Видимо, поэтому ни одно из двух передних кресел не имеет регулировки по высоте: ниже - некуда, выше - ни к чему.

Тем, кто сидит сзади, потолок чуть меньше давит на голову, но колени взрослого человека здесь оказываются еще выше, - а вот детям и китайцам, должно быть, в самый раз. Им же будет удобнее сюда забираться, так как задние двери открываются на небольшой угол, как в каком-нибудь пикапе с "полуторной" кабиной. Тем не менее, по ширине и расстоянию до передних кресел места сзади вполне достаточно, в дверях есть электростеклоподъемники, а стекла опускаются полностью. Если же главный приоритет - не пассажиро-, а грузовместимость, диван можно сложить целиком или частично, получив большую и ровную грузовую площадку. Правда, манипуляции эти требуют недюжинной физической силы, особенно процедура снятия и установки шторки, закрывающей багаж от посторонних глаз.

Художественный свист

На фоне всего вышеописанного показалось бы странным наличие таких элементов роскоши, как микролифты ручек, расположенных на потолке над дверями, и точно - их нет. Нет и внутренних ручек дверей, а держаться пассажирам хочется: в поворотах Hover ощутимо кренится, что неудивительно для рамного внедорожника с относительно мягкой подвеской. С другой стороны, при всей своей мягкости подвеска не обеспечивает хорошей плавности хода: даже на приличной по российским меркам дороге машина "находит" неровности, и в результате в движении, сидя на "штурманском" месте, довольно проблематично попасть пальцем в нужную кнопку, регулируя микроклимат или отыскивая любимую радиостанцию. С набором скорости ход "китайца" становится немного мягче, но начинают "доставать" аэродинамические шумы; видимо, большие наружные зеркала заднего вида, отличные от "аксиомовских", не продувались в процессе разработки. А вот уровень шума от шин и двигателя здесь не выше, чем у многих японских автомобилей, - поэтому, наверное, и слышен так хорошо свист ветра.

Минусы:


- не лучшая эргономика
- низкая плавность хода
- посредственная управляемость
- слабая разгонная динамика


Плюсы:


- высокая проходимость
- хорошая обзорность
- эффективная шумоизоляция
- неплохая тормозная динамика
- функциональный трансформируемый салон


Лихой посвист раздается и с другой стороны, стоит лишь "притопить" педаль газа, - уж не турбина ли тут стоит под капотом? Конечно же нет, иначе с 2,4 литра рабочего объема снималось бы куда больше, чем эти 130 "лошадок", довольно вялые на "низах" и не впечатляющие при высоких оборотах. Кстати, на двигателе имеется маркировка Mitsubishi - продавцы утверждают, что это тот самый агрегат, который приводил в движение знаменитый "проходимец" Pajero первого поколения, и по ходовой части машины тоже идентичны. Может быть, старый Pajero тоже так себя вел, но мне Hover вновь напомнил "Волгу": регулирующийся по высоте руль - легкий и "пустой"; рычаг КПП - длинноходный и передающий водителю вибрацию от двигателя; педали - "ватные" и расположенные так, что левую ногу, снятую со сцепления (оно, к слову, размыкается лишь в самом конце хода педали), некуда пристроить... Понравились, пожалуй, две вещи - обзорность (как назад, так и вперед) и тормоза, - но в целом, увы, приходится признать, что Hover - типично китайское изделие, с виду очень похожее на продукт ведущих мировых производителей, но не дотягивающее до них по многим параметрам. Отсюда, наверное, и скромная по "иномарочным" понятиям гарантия - 2 года и всего 50 тысяч километров пробега. А одной из операций при первом плановом ТО является полузабытая протяжка...

Pусский характер

Итак, эффектный внешний облик, вызывающий уважение окружающих, - неужели это самое главное достоинство Great Wall Hover? Нет, и для того чтобы оценить еще один из его талантов, необходимо съехать с хорошей дороги на русскую, то бишь на грунтовку с непредсказуемым рельефом. Продираясь через лес, начинаешь по достоинству ценить и достаточно тяговитый двигатель, и педали, не особо чувствительные к "передозировке" усилия, и энергоемкость подвески... Проезжая наискосок глубокую колею, мы не смогли заставить хотя бы одно колесо оторваться от земли - хвала длинным ходам подвески и раме, способной немного "играть" при перекосах, - и, что немаловажно, когда машина стояла, "задрав лапу", двери открывались и закрывались свободно, что говорит о высокой жесткости кузова. Хорошая геометрическая проходимость отчасти компенсирует отсутствие блокировок межколесных дифференциалов, ведь трансмиссия здесь довольно простая, почти как у УАЗа: задний привод с жестко подключаемым передним мостом и двухступенчатой "раздаткой". Но более "продвинутая" конструкция получилась бы и гораздо более дорогостоящей, а так полноприводный Hover всего на 2 тысячи долларов дороже заднеприводного "псевдоджипа" - есть и такой.
Кстати, о цене: очевидно, что со многими недостатками покупатель готов мириться при условии соответствия формуле "много автомобиля за меньшие деньги". Да, Great Wall Hover дешевле корейских, японских и европейских "одноклассников", но настолько ли, сколько он уступает им в потребительских качествах? Пока я оставляю этот вопрос без ответа, подобно просьбам своего ребенка идентифицировать ту или иную китайскую игрушку: рынок рассудит, насколько конкурентоспособной окажется эта "неведома зверушка". Отмечу лишь символизм имени, выбранного китайцами: Hover можно перевести с английского не только как "Свободный полет", что, конечно, они подразумевали в первую очередь, и как "Ожидание, состояние неопределенности". Пока, на мой взгляд, актуальнее второе толкование.

P.S.
Одним из результатов нашего теста стала мысль: вот какие автомобили нужно делать на ГАЗе! Не "Атаманы" и "Махиндры", а именно такие внедорожники, эффектные внешне и сравнительно простые по конструкции, а значит, и не слишком дорогие. Мы бы с радостью отказались от CD-чейнджера и жидкокристаллического дисплея, лишь бы они прилично ездили, и простили бы им мелкие недочеты просто из патриотизма. Но, судя по всему, нам в обозримом будущем придется приобретать подобную технику только в "китайских магазинах"...

Made in «не наше»…

Если бы меня посадили за руль Hover, предварительно завязав мне глаза, и сняли повязку лишь внутри машины, заклеив эмблему на руле, то на вопрос, какой марки этот автомобиль, я всего скорее бы ответил - это новое творение ГАЗа. «Обстановка» в салоне ну очень напоминает что-то среднее между «Волгой-3110» и «Газелью»: в свое время мне довелось поездить на том и на другом, и я прекрасно помню незатейливое оформление приборной панели этих машин, жесткие материалы и неповторимый «виниловый» запах внутри нового автомобиля. Все это можно наблюдать и у Hover, а еще более сходство усиливают длинный болтающийся рычаг КПП и давящий на голову потолок. Передние сиденья, стоящие на постаментах из того же жесткого пластика, не регулируются по высоте, да и продольные регулировки минимальны, что делает жизнь высокого человека за рулем совсем несладкой. При работающем на холостых оборотах двигателе салон наполняется легкими вибрациями, особенно заметными на рычаге коробки, а если «поиграть» педалью газа, то сзади автомобиля появляется резкий свист, напоминающий звук резонатора выхлопа – ну ни дать, ни взять «Волга»!

Но все же, прежде чем ехать, выйдем из салона и оглядим машину снаружи. Вот тут газовским дизайнерам остается только умереть от зависти: Hover просто красавец! Вот если бы очередной «перспективный» внедорожник ГАЗ-3106 (очередной в прямом смысле этого слова – предыдущий джип с таким же индексом не дожил до конвейера), хоть отдаленно был бы похож на китайский Hover, то перспективы его конвейерного производства и – главное - спроса были бы куда яснее. Пусть Hover - всего лишь слегка измененная в угоду нынешней автомобильной моде копия с малоизвестного в России внедорожника Isuzu, но ведь и копировать нужно уметь; попробуйте переписать картину известного художника – далеко не у каждого получится. Кузов Hover современен: граненые формы, антикрыло, релинги на крыше, модные крупные фары и вертикальная задняя светотехника на стойках. Удивительно, как все перечисленное гармонично уживается с обилием хрома (полностью хромированы даже большие «лопухи» наружных зеркал Hover) из автомобильной моды далеких шестидесятых.

Но вот настало время опробовать китайский автомобиль на ходу. Мои первые метры пути на этой машине начались анекдотично: включив первую передачу, я почти полностью отпускаю сцепление, но ничего не происходит, привод срабатывает лишь на самых последних сантиметрах хода педали. Что ж, к каждой машине нужно хоть чуть-чуть привыкнуть - еду, привыкаю. Динамикой Hover не блещет, 2,4-литровому двигателю в 130 л. с. тяжеловато раскручивать огромные колеса размерностью 235/65 R17. Такие широченные «лапти» были бы ожидаемы на мощном спортивном автомобиле или джипе с большим мотором, но у нашего «китайца» они выглядят скорее как незаслуженный комплимент его динамическим возможностям. То же самое можно сказать и про немалых размеров антикрыло, установленное над задним стеклом машины. Однако Hover, хоть и медленно, но все же способен набрать высокую скорость (мы во время нашей пробной поездки сумели почти вплотную приблизиться к заявленной «максималке» 170 км/ч), при этом в машине достаточно тихо, если не обращать внимание на свист упомянутого резонатора.

Но все же похоже на то, что этот автомобиль создавался в первую очередь не для быстрой езды (его оптимальную крейсерскую скорость я бы оценил в пределах 100 км/ч), а скорее для бездорожья. Об этом говорит второй рычаг на тоннеле: здесь и режим жесткого подключения переднего моста, и понижающий ряд передач в режиме полного привода. Внедорожный «заряд» Hover все же не максимален – дифференциалы автомобиля «свободные», - однако рамная конструкция машины и большие ходы подвесок - для внедорожника это уже немало. А на бездорожье как раз и пригодятся широкие колеса - они наверняка не позволят быстро закопаться и сесть на брюхо в песке или грязи.


Общие впечатления от Hover у меня остались довольно противоречивые. Наверное, был прав президент нашего ГАЗа Николай Пугин, утверждая, что если мы не будем поддерживать отечественный автопром, то очень скоро будем ездить на китайских машинах. Вспомнились также давние слова Михаила Жванецкого, сказанные нашим автопроизводителям: «Тщательнее надо, ребята. Внешним видом машины овладели - теперь пора и к «внутренностям» приглядываться…». Эту фразу я бы адресовал и китайцам (справедливости ради отметим, что рядом с Hover другие машины с клеймом Made in China выглядят просто гадкими утятами). Но не будем забывать, что наш завод, на машины которого я и мой коллега так часто ссылались, выпускает автомобили уже более 70 лет, а китайская компания Great Wall Motor, собирающая внедорожники Hover, создана лишь в 1996 году и ее расцвет, возможно, еще впереди. А пока – я не хочу такую машину, но мне стыдно за наш автопром перед китайцами.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
E-mail: info@pomni.su
Реклама на сайте