Китайские автомобили
Реклама
Поиск •  Все последние сообщения •  Все последние темы •  Архив
Внимание новичкам!Регистрация •  Вход


Словарь терминов.

 
Ответить    Все форумы » Brilliance
Автор Сообщение
QWER007


Авто: Brilliance M2 (JunJie)
Откуда: ВЫБОРГ
Сообщения: 211
Профиль
Регистрация: 06.06.2008
Профиль

QWER007
Авто: Brilliance M2 (JunJie)
Сообщения: 211
Ссылка на сообщение 25.09.2009 14:30
Ответить с цитатой

Многие термины,с которыми приходится сталкиваться.Здесь указаны основные значения и перевод.

2 WAY O/D - автоматическое отключение повышенной передачи

4WD - 4 Wheel Drive - полный привод (обычно "подключаемый полный привод", т.е. подключаемый и отключаемый вручную)

4А/Т - четырехскоростная автоматическая коробка передач

A

A - ampere(s) - ампер

A/F (air fuel ratio) - состав топливно-воздушной смеси

A/T - автоматическая трансмиссия

A|W alloy wheels - легкосплавные диски

ABS - Anti-Blocking System - антиблокировочная система (тормозов)

ACCEL (accelerator) - педаль газа

ACL (air cleaner) - воздухоочиститель

ADJ - ADJUST - регулировка

AIR BAG - [надувная] подушка безопасности

air duct - воздуховод

air filter (air cleaner) - воздушный фильтр

air flow meter - датчик расхода воздуха

air mass meter - датчик количества воздуха

air vent - вентиляция (отверстие)

ALB - антиблокировочная система

ALT (altitude) - высота

ALT alternator - генератор

AM 1 - питание первой группы контактов замка зажигания

AM 2 - питание второй группы контактов замка зажигания

ANT (antenna) - антенна

anti-roll bar - стабилизатор

APC - Automatic Performance Control - система, управляющая работой двигателя (состав смеси, момент зажигания)

APS - режим перемотки "автопоиск паузы" в магнитофоне

arm rest - подлокотник

arm - рычаг

ASM assy - assembly - что-либо в сборе

ATDC - после верхней мертвой точки

ATF (automatic transmission fluid) - жидкость для автоматической трансмиссии

AUTO (automatic) - автоматический

automatic choke - автомат холодного пуска

automatic shift - автоматическая КПП

auxiliary shaft - дополнительный вал

AWD - All Wheel Drive - полный привод (обычно постоянный или подключаемый автоматически)

axle - ось

axle-pin - чека

AС/air conditioner - кондиционер

AСС - положение замка зажигания (включен стеклоочиститель, радио, прикуриватель)

AСС (accessary) - добавочное питание

B

B/ВАТ battery - аккумулятор

B|W - задний стеклоочиститель

back seat - заднее сиденье

back up - задний ход

ball joint - шаровая опора, шарнир

band - диапазон (у радиоприемника)

BARO (barometric pressure) - атмосферное давление

BEAM - дальний свет

bearing - подшипник

belt - ремень

belt - ремень привода

blower motor - мотор отопителя салона (он же -кондиционера)

bolt circle - диаметр расположения крепежных отверстий колеса

bonnet (hood) - капот

boost - величина вакуума во впускном коллекторе

bore - диаметр цилиндра

brake - тормоз

brake disc - тормозной диск

brake drum - тормозной барабан

brake fluid - тормозная жидкость

brake master cylinder - главный тормозной цилиндр

brake pad - тормозная колодка

brake servo - усилитель тормоза

brake shoe - тормозная колодка для барабанного тормоза

braker - тепловой размыкатель (предохранитель многократного действия)

braker lights - стоп-сигналы

breaker - прерыватель

BTDS - до верхней мертвой точки

buckle (up) - пристегнуться (ремнем безопасности)

bulb - лампочка

bulb - лампа

bumper - бампер

bushing - сайлент-блок

C

caliper - суппорт

CAM camshaft - распредвал

cam - кулачок

camber - угол развала

camshaft - распределительный вал

capacity - заправочная емкость

car - легковой автомобиль

caster - угол продольного наклона оси поворота колеса

CDS FAN (condenser fan motor) - мотор вентилятора,охлаждение конденсора (радиатора кондиционера)

CFI - Central Fuel Injection - центральный впрыск

charge indicator - лампа зарядки аккумулятора

CHECK - проверка

check connector - проверочный разъем

CHG - charge - зарядка

choke - воздушная заслонка ("подсос")

CI - центральный впрыск

cig fuse - предохранитель прикуривателя

clutch - сцепление

clutch plate - ведомый диск сцепления

clutch release bearing - выжимной подшипник сцепления

clutch - сцепление

coil - катушка зажигания

coil spring - пружина

COLD - холод

column shift - подрулевой рычаг переключения передач

combustion chamber - камера сгорания

compression - компрессия

condenser - конденсатор

connecting rod - шатун

CONTROL - управление

CONTROL САС (charge air coder) - охладитель всасываемого воздуха

coolant - охлаждающая жидкость

CRANK crankshaft - коленвал

crankshaft - коленчатый вал

cruise control - система автоматического поддержания заданной скорости (круз-контроль, "автопилот")

CV joint - ШРУС

cylinder block - блок цилиндров

cylinder head - головка блока цилиндров

cylinder - цилиндр

CМН (cold mixture heater) - нагреватель топливной смеси

CМР (crankshaft position) - положение коленчатого вала

CО (carbon monoxide) - окись углерода

CС - кубический сантиметр

D

D - drive - движение

dashboard (instrument panel) - панель приборов (торпеда)

DEF (defogger) - размораживатель , подогрев заднего (переднего) стекла

DI (distributor ignition) - распределить зажигания

differential - дифференциал

dipstick - щуп для измерения уровня (масла)

disassembling - разборка

disc brake - дисковый тормоз

displacement - рабочий объем

distributor - распределитель

ditributor - - трамблер

DOHC - Double OverHead Camshaft - ГРМ с двумя верхнерасположенными распредвалами

DOHC (double overhead camshaft) - двойной распредвал в головке блока

DOME - панель приборов, салон

door - дверь

door control - управление дверью

door handle - ручка двери

door lock - дверной замок

door panel - дверная панель

DOWN - вниз

drain plug - сливная пробка

drain plug - сливной кран

drive shaft - карданный вал

driver's seat - сиденье водителя

drum brake - барабанный тормоз

DTM (diagnostic tast mode) - режим диагностики

DTS (diagnostic trouble code) - коды самодиагностики

E

E - eart - "земля" (корпус)

E - end - конец (топлива)

EAI - подача воздуха в выпускную систему

ECI - электронный центральный впрыск (тоже CI)

ECON - economy - экономичный (режим работы)

ECU (electric control unit) - электрический блок управления

EFI - Electronic Fuel Injection - электронный (распределенный) впрыск

EGR - Exhaust Gas Recirculation - система рециркуляции отработавших газов

EGR (exhaust gas recirculation) - возврат выхлопных газов

ENG (engine) - мотор; двигатель

engine block - блок цилиндров

EPS - электронное управление амортизаторами

EVAP (evaporative) - система отсоса паров (из бензобака)

exhaust manifold - выпускной коллектор

exhaust system - выпускная система

exhaust - выпуск, выхлоп

exit - съезд с магистрали

EВСМ (electronic brake control module) - электронный блок управления тормозами

EСС ( emission control computer) - блок управления выбросами (испарениями) двигателя

EСТ (electronic control transmission) - электронное управление трансмиссией

EСТ/EST-S (engine coolant temperature) - температура двигателя

F

F (front) - перед

F (full) - полный (уровень топлива)

F/FF forvard - вперед

fan - вентилятор

fan belt - ремень привода вентилятора

fan clutch - термомуфта вентилятора

fan cover - кожух вентилятора

FAN I/UP RELAY - реле повышения оборотов холостого хода при включении вентилятора

fan motor - мотор вентилятора

fan - вентилятор

fast - быстро

fast idle - повышенные (прогревочные) обороты ХХ

fasteners - крепеж (болты, гайки, шайбы...)

FC (FCUT) - FUEL CUT - отсечка топлива

fender bender - столкновение с незначительными повреждениями filling station - автозаправочная станция

fender - крыло

FL (fusible link) - предохранительная вставка

flasher - мигающий сигнал светофора; = indicator

flat - спущенный (о колесе); = flat tyre; разряженный (об аккумуляторе)

flat tyre - спущенное колесо

floor shift - напольный рычаг переключения передач

FLUID - жидкость

fly wheel - маховик

fog lamp - противотуманная фара

fog lights - противотуманные лампы/фонари

FP fuel pamp - топливный насос

frame - рама

FREE - свободно

fuel - топливо

fuel filter - топливный фильтр

fuel level - уровень топлива

fuel lines - топливопроводы

full size spare tire - полноразмерная запаска

fuse box (fuse panel) - блок предохранителей

fuse - предохранитель

fusible link - предохранительная линия

FWD - Front-Wheel Drive - передний привод

G

gap - зазор

gap - зазор между электродами (свечи)

garage - гараж; сервисная станция (ремонт и обслуживание автомобилей)

gasket - прокладка

gasket - прокладка

gauge - датчик

gauge - указатель (температуры, давления и т.п., обычно стрелочный)

gear - передача; конкретная шестерня в коробке

gear - передача

gearbox (transmission) - коробка перемены передач

glop plug - свеча накаливания

glove box/compartment - перчаточный ящик (бардачок)

grease - консистентная смазка

grease gun - смазочный шприц

grille - [декоративная] решетка радиатора

ground clearance - дорожный просвет

guide - направляющая

H

H (hard) - жестко (режим подвески)

H (hocr) - час

H/Hi (high) - высокие (обороты), высокая (передача, температура)

HAI (hot air system) - система подачи горячего воздуха во впускной коллектор (при работе двигателя на сильном морозе)

handbrake - рычаг привода стояночного тормоза ("ручник")

HAZ (hazard) - аварийная сигнализация

HEAD LN - левая фара

HEAD RH - правая фара

HEAD RH LWR - правая фара ближнего света

HEAD RH UPR - правая фара дальнего света

headlight - фара

headlight (headlamp) - фара

headliner - обшивка потолка в салоне

heater core - радиатор отопителя

heater - отопитель

height - высота

high beam - дальний свет

hinge - дверная петля

hitch, trailer hitch - сцепное устройство

horn - сигнал

horn - звуковой сигнал (клаксон)

hose clamp - хомут

hose - шланг (патрубок)

hot - горячий

HTR (heater) - нагреватель

hub - ступица

hubcap - [декоративный] колпак колеса

HV - overhead valve -конструкция двигателя с нижним расположением распределительного вала и верхними клапанами

hypoid gear - гипоидная передача

HАС (high altitude compensation) - система компенсации атмосферного давления

I

I/UP - idle up - увеличение оборотов холостого хода

IAC (idle air control) - управление воздухом в режиме холостого хода IDL (idle) - холостой ход

idle jet - жиклер ХХ

idle speed - обороты ХХ

idler - вал, который ничего не приводит, "ленивец"

IG/IGN - igniter - коммутатор

IG/IGN - ignition - зажигание

ignition - зажигание

ignition (starter) switch - замок/выключатель зажигания

ignition coil - катушка зажигания

ignition distributor - распределитель зажигания

ignition key - ключ зажигания

IIА - ignition integral assemble - интегральная сборка зажигания

indicator - указатель поворота (внешний светоприбор на автомобиле, "поворотник")

ingector - инжектор

ingnition coil - катушка зажигания

injection - впрыск

inlet manifold - впускной коллектор

inner/outer rod - внутренняя/внешняя тяга

instrument cluster - панель приборов

INT - interval - интервал

intake - впуск

intercooler - промежуточный охладитель (воздуха в системах с турбонаддувом)

J

jack - домкрат

jet - жиклер

jump start - завести автомобиль от внешнего источника - аккумулятора другого автомобиля ("прикурить"), с наката

K [вверх]

key - ключ (замка)

kingpin - ось, шкворень

L

L (left) - левое (зеркало, положение)

L/LO (low) - низкие (обороты), низкая (передача, температура)

lamp - фара в сборе

leaf spring - листовая рессора

leak (leakage) - течь (утечка)

length - длина

lens - стекло (фары)

level - уровень

lever - рычаг

LF (left front) - левый передний

LH (left hand) - левая рука

LHD - Left Hand Drive - органы управления с левой стороны ("левый руль")

license lamp - фонарь подсветки номерного знака

lifter - толкатель

lock - замок, фиксатор, блокировка

low beam - ближний свет

LPT - Light Pressure Turbo - турбонаддув низкого давления

LR (left rear) - левый задний

LS (left side) - левый боковой

M

M (medium) - середина

M (memory) - память

M (minute) - минута

M/MAN manu - ручное

M/T - механическая трансмиссия

MAF (mass air flow) - измеритель объема воздуха

main relay - главное реле

manifold - коллектор

master cylinder - главный тормозной цилиндр

MC (mixture control) - управление составом смеси

MIL (malfunction indicator lamp) - лампа неисправности

mirror - зеркало заднего вида

MODE - выбор режима

MON - Motor Octane Number (?) - октановое число по моторному метод

moonroof - прозрачный люк или окно в крыше (ср. sunroof)

mount - опора

MPI - многоточечный впрыск

N

N - neutral - нейтральное (положение)

N - normal - нормальное (состояние)

number plate - номерной знак

nut - гайка

O


O/D - over drive - повышенная передача в АКПП

OFF - выключено

offset - вылет колеса

OHC (SOHC) - single overhead camshaft - конструкция двигателя с верхним расположением распределительного вала и верхними клапанами

oil - масло

OIL - масло

oil filler - маслозаливная горловина

oil filter - масляный фильтр

oil pan - поддон картера двигателя

ON - включено

overheating - перегрев

overlap - перекрытие (клапанов)

oversteering - избыточная поворачиваемость

OX SENSOR oxygen sensor - датчик количества кислорода в выпускных газах

P

P (parking) - стоянка

P|S - гидроусилитель руля

P|W - электростеклоподьёмники

parking - стоянка

parking brake - стояночный тормоз

parking lamp - габаритный фонарь

parking ticket - штраф за нарушение правил стоянки

passenger seat - пассажирское сиденье (переднее)

PCB (POWER CB) - power control block - силовой блок управления (обычно блок управления дверьми, стеклами)

PCV (positive crancase ventilation) - система вентиляции картера

petrol (gasoline, gas) - бензин

pillar - стойка

pipe - труба, трубка

pipe - трубка

piston - поршень

piston ring - поршневое кольцо

piston - поршень

power locks - замки с электроприводом

power steering - усилитель рулевого управления

power - мощность

PPS (progressive power steering) - система управления усилия на руле

pre heating timer - реле времени предварительного нагрева (обычно свечей накаливания)

pressure - давление

PULL - потянуть

pulley - шкив

pump - насос

pump - насос

PUSH - нажать

PWR (power) - мощностной режим

Q


QUICK - быстро

R [вверх]

R (return) - возвращение, назад

R (right) - правое (зеркало, положение)

R.P.M. - обороты в минуту

R|S - задний спойлер

radiator - радиатор

RDI FAN (radiator fan motor) - мотор вентилятора радиатора охлаждения двигателя

rear axle - задний мост

rear door - задняя дверь

rear light - задний габаритный фонарь

rear view mirror - зеркало заднего вида (внутрисалонное)

rear washer motor - мотор заднего отмывателя стекла

rear window - заднее стекло

rear window defogger - обогреватель заднего стекла

relay - реле

replacing - замена

reservoir - бачок, емкость

reset - установка

REV (reversal) - изменение направления

reversing lights - фонари заднего хода

RHD - Right Hand Drive - органы управления с правой стороны ("правый руль")

rim - колесный диск

rish - богатая (смесь)

rod - тяга

rod end - наконечник тяги

RON - Research Octane Number (?) - октановое число по исследовательскому методу

roof - крыша

RR - rear - задний (например, RRDEF - задний размораживатель)

rtr motor - мотор открытия-закрытия фар

rust - ржавчина (коррозия)

RWD - Rear-Wheel Drive - задний привод

S

S/R sunroof - люк (в крыше)

S/W (switch) - выключатель

safety seat - специальное детское сиденье

screw - винт

screwdriver - отвертка

seal - сальник

sealed beam - неразборная лампа-фара

seat - сиденье

seat belt - ремень безопасности

SEAT HTR - seat heater - подогрев сидений

SEEK - поиск

SELECT - выбор (режима)

selector (shifter) - рычаг переключения передач

SENSOR - датчик

sensor - датчик

SET - установка

shaft - вал

shift - передача (в трансмиссии)

shock absorber - амортизатор

shoulder - обочина

skid - занос; скользить

SLOW - медленно

SOHC (singl overhead camshaft) - один распредвал в головке блока

spanner (wrench) - гаечный ключ

spare tire - запасное колесо, "запаска" (как правило, неполноразмерная)

spare - запасной

spark [plug] - свеча зажигания

spark advance - угол опережения зажигания

spark plug - свеча зажигания

SPD - speed - скорость

speeding - превышение скорости

speedometer - спидометр

speedometer drive - привод спидометра

SPORT (S) - спортивный (режим)

spring - пружина

sprocket - шестерня

ST - starter - стартер

stabilizer bar - стабилизатор поперечной устойчивости

starter - стартер

steering lock - блокировка/замок рулевого колеса

steering wheel - рулевое колесо

steering - рулевое управление

stop light - стоп-сигнал

stroke - ход поршня

strut - амортизаторная стойка

strut assembly - стойка в сборе

strut tower - часть кузова, в которой размещается стойка, "чашка"

strut - стойка

sun visor - солнечный козырек

suspension - подвеска

suspension arm - рычаг подвески

T


tachometer - тахометр

TAIL - габаритные (огни)

tailgate - "висеть на хвосте"

tailgate - задняя дверь (в универсалах)

taillight - задний фонарь

TB (throttle body) - блок дроссельной заслонки

TCS - Traction Control System - система управления тягой (антипробуксовочная)

TEMP (temperature) - температура

TEMPS - электронное управление подвески

tensioner - натяжитель

terminal - зажим (клемма)

TGH - температура выхлопных газов

THA - temperature heat air - температура воздуха

thermostat - термостат

throttle - дроссель

THW - temperature heat water - температура воды ("Тосола")

timing belt - ремень привода газораспределительного механизма

timing chain - цепь привода газораспределительного механизма

toe - угол схождения

torque - момент (крутящий)

torque converter - конвертер (в АКПП)

torque - крутящий момент

torsen differential - от TORque SENsing - "чувствительный к моменту" дифференциал, перераспределяет крутящий момент между осями пропорционально нагрузке

torsion bar - торсион

track - колея

traffic light / traffic signal - светофор

transfer case - раздаточная коробка

travel mug - кружка-непроливайка

TRK - противозаносная система

trouble shooting - поиски повреждений

trunk - багажник

tube type - камерная (покрышка камерного типа)

tubeless - бескамерная (покрышка)

tuning - регулировка

TURBO - турбонаддув

turn signal - указатель поворота

TWIN CAM - двойной распредвал

tyre (tire) - шина

U

understeering - недостаточная поворачиваемость

universal joint - карданный шарнир

UP - вверх

upholstery - обивка салона, сидений

U-turn - разворот

V


valve - клапан

valve stem seal, valve seal - сальник клапана, маслосъемный колпачек

valve timing - фазы газораспрделения

valve - клапан

vanity mirror - зеркало на тыльной стороне солнцезащитного козырька

V-belt - клиновидный ремень

VC - Visocous Coupling - вязкостная муфта

VIN - Vehicle Identification Number - идентификационный номер ТС

voltage regulator - регулятор напряжения

VSV (vacum solenoid valve) - электромагнитный клапан на вакуумной магистрали

W

W (warning) - предупреждение

warning light - аварийная сигнализация

washer - 1) омыватель; 2) шайба (крепеж)

water - вода

WD (wheel drive) - ведущие колеса

weight - масса

wheel housing - колесная арка

wheel hub - ступица

wheel - колесо

wheelbase - база

width - ширина

winch - лебедка

window - окно/стекло двери

window defroster - обогреватель стекла

windshield wiper - омыватель ветрового стекла

windshield - ветровое стекло

wrench - гаечный ключ

wrist pin - поршневой палец

WS (wheel steer) - управляемые колеса

_________________
Подпись
QWER007


Авто: Brilliance M2 (JunJie)
Откуда: ВЫБОРГ
Сообщения: 211
Профиль
Регистрация: 06.06.2008
Профиль

QWER007
Авто: Brilliance M2 (JunJie)
Сообщения: 211
Ссылка на сообщение 26.10.2009 06:49
Ответить с цитатой

ПРОДОЛЖЕНИЕ:Здесь указаны термины,используюшиеся в наддуве ДВС.Компрессоры или турбины.Расшифровка некоторых терминов.

ЧАСТЬ 1

A
Адиабатический (adiabatic)


Адиабатическим называется процесс, протекающий без теплообмена с окружающей средой. Процессы функционирования известных механических устройств не являются адиабатическими, поскольку всегда протекают в условиях теплообмена со средой, причём эффективность, или КПД работы механических устройств напрямую зависит от количества тепла, поглощаемого или рассеиваемого ими вследствие теплообмена. В описаниях турбокомпрессоров нередко встречается термин <адиабатический КПД компрессора>. Математическое выражение данного термина приведено ниже, в словарной статье "КПД компрессора".
Состав топливо-воздушной смеси (Air Fuel Ratio (AFR))

Термин <состав топливо-воздушной смеси> отражает массовое соотношение компонентов этой смеси, соответственно отношение массы воздуха к массе топлива в камере сгорания двигателя внутреннего сгорания (ДВС). При использовании обычного бензина это соотношение может, в зависимости от условий эксплуатации и параметров двигателя, составлять от 12:1 до 17:1.

Взаимозависимость между тепловым КПД, составом топливовоздушной смеси и мощностью конкретного бензинового ДВС весьма сложна и зависит от большого количества факторов, таких как, например, распределение впрыскиваемого топлива по объёму камеры сгорания, температура и давление топливовоздушной смеси и геометрические параметры камеры сгорания.
Стехиометрическое сгорание как правило не позволяет обеспечить максимума ни по мощности (для чего обычно требуется горючая смесь с соотношением воздуха к топливу 12-13:1, т.е. так называемая <богатая смесь>), ни по КПД (для чего обычно требуется смесь с соотношением 16-18:1, т.е. так называемая <бедная смесь>). Система регулирования состава топливовоздушной смеси, работающая при не полностью открытой дроссельной заслонке, обычно представляет собой регулятор с обратной связью, учитывающий показания установленного в выхлопной трубе или коллекторе кислородного датчика (лямбда-зонда).

При полностью открытой дроссельной заслонке двигатель обычно переводят в режим работы на богатой смеси, что позволяет увеличить мощность и уменьшить риск возникновения детонации. Для определённого диапазона соотношений компонентов топливовоздушной смеси развиваемая двигателем мощность прямо пропорциональна количеству впрыснутого топлива - так, например, при соотношении массы воздуха к массе топлива 12:1 ДВС обычно развивает сравнительно большую мощность, чем при соотношении 13:1. Названный диапазон зависит как от особенностей конструкции двигателя, так и от характеристик системы впрыскивания топлива, причём обычно при превышении определённого порога обогащения смеси дальнейшее увеличение относительной массы топлива в заряде приводит к увеличению расхода топлива с одновременным падением развиваемой мощности.


Система <альфа-N> дозирования топлива (Alpha-N Fuel Metering)

Перед прочтением данной словарной статьи рекомендуется ознакомиться со словарной статьёй по электронному впрыску

Система <альфа-N> дозирования топлива отличается тем, что для определения массового расхода воздуха в ней оценивается не только частота вращения вала двигателя (т.е. показания датчика RPM), но и положение дроссельной заслонки (т.е. показания датчика TPS) показания датчика TPS.

Внешнее давление (Ambient Pressure)


Давление, плотность и температура атмосферного воздуха зависят от температуры и погодных условий. Американское космическое агентство. NASA has published опубликовало стандартную модель атмосферы, обычно используемую при моделировании пусков ракет, соответственно для определения атмосферных условий, с которыми ракета сталкивается в процессе набора высоты. Эта модель позволяет определять значения названных выше параметров для любой заданной высоты.

На основе этой стандартной модели 1976 года автором данного словаря разработан программный калькулятор, позволяющий вычислять отношения давлений, соответственно значения внешнего давления, для заданной высоты. Примечание: калькулятор работает только с высотами до 11 000 м, а при вычислении значения параметра плотности не учитывается температура
Соотношение проходного сечения (А) к радиусу ® (A/R Ratio)

Соотношение проходного сечения (А) впускного патрубка для отработавших газов (ОГ) к радиусу ® приводной части турбонагнетателя, измеренному от центра вала турбины до центра этого сопла. Данное соотношение, обычно составляющее от 0,4 до 1,0, характеризует заложенный в комбинацию конкретной турбины и двигателя конструктивный компромисс между запаздыванием срабатывания турбонагнетателя (лаг) и высоким коэффициентом заполнения рабочего объёма двигателя. При малом значении соотношения А/R впускной патрубок с малым проходным сечением позволяет обеспечить высокую скорость потока при малых значениях коэффициента заполнения объёма цилиндра и тем самым ускорить процесс раскручивания турбины. При большом значении соотношения А/R патрубок сравнительно большого проходного сечения лучше пропускает сквозь себя большие объёмы газообразной среды, что повышает КПД турбины при больших значениях коэффициента заполнения объёма цилиндра, но замедляет процесс раскручивания турбины.

Поскольку соотношение A/R оказывает существенное воздействие на запаздывание срабатывания турбонагнетателя, некоторые производители предусмотрели специальные меры по оперативному управлению этим соотношением, позволяющие уменьшить запаздывание срабатывания турбонагнетателя с сохранением его эффективности при больших значениях коэффициента заполнения объёма цилиндра. В идеале такие меры могли бы позволить полностью отказаться от вастгейта, который, например, уже не используется в турбонагнетателях VNT фирмы Garret (VNT = Variable Nozzle Turbocharger, турбонагнетатель с переменным проходным сечением впускного патрубка). Внутри <ракушки> приводной части турбонагнетателей VNT предусмотрены регулируемые лопатки, позволяющие изменять угол, под которым ОГ направляются на приводное колесо турбины.

Распыление (Atomization)

Распыление представляет собой процесс механического превращения жидкости в мельчайшие капельки без изменения химического состава этой жидкости. В идеальном случае при распылении неизменными остаются и остальные физические параметры жидкости, такие как температура. Также см. словарную статью к термину "Испарение".

Качественное распыление топлива позволяет увеличить мощность двигателя, поскольку мелкие капельки топлива лучше воспламеняются и более полно прогорают, при этом занимая меньший объём в заряде по сравнению с испарённым топливом, которое вытесняет из заряда кислород. Однако, в зависимости от испаряемой жидкости и от обеспечивающей её испарение среды, испарение топлива при определённых условиях также позволяет добиться определённых преимуществ.
B
Задник (Backplate)


Задняя часть корпуса турбокомпрессора. Обычно обеспечивает фиксацию подшипников вала турбины в их гнёздах и крепится винтами к основному блоку компрессора до установки в последний собственно турбины. .
Гнездо подшипника, или центральная часть корпуса (Bearing Housing (Center Housing))

Гнездо подшипника представляет собой центральный конструктивный элемент турбонагнетателя. Различают <мокрые>, т.е. охлаждаемые контуром жидкостного охлаждения двигателя, и <сухие>, т.е. охлаждаемые исключительно за счёт циркуляции масла, гнёзда подшипников. .
Подшипники (Bearings)

Обычно турбонагнетатели включают в себя один или два бронзовых подшипника скольжения, установленных в соответствующие гнёзда. В более современных турбонагнетателях используются роликовые, а в самых последних моделях - керамические роликовые подшипники. Такое техническое решение позволяет увеличить скорость вращения турбины на 30% по сравнению с известными подшипниками скольжения. Смазка турбонагнетателя обычно осуществляется маслом, подаваемым под высоким давлением из системы масляной смазки двигателя, однако некоторые турбонагнетатели (например, модели Aerodyne) имеют автономные контуры смазки.
Выпускной клапан (Blowoff Valve (BOV или Pop Off Valve))

Примечание: данный термин нередко ошибочно используется в значении , которым выпускной клапан не является. Выпускной клапан предназначен для стравливания в атмосферу избыточного давления нагнетания, т.е. для защиты двигателя от превышения максимально допустимого давления нагнетания. В обычных системах турбонаддува этот клапан срабатывает исключительно по факту превышения максимально допустимого давления нагнетания, и не требует каких-либо внешних управляющих элементов. В некоторых системах с интеллектуальными бустконтроллерами выпускной клапан может быть управляемым и применяться для динамического контроля давления наддува. В данном случае он продолжает выполнять функцию ограничения предельно допустимого давления наддува, однако срабатывает по команде блока управления. Предохранительный выпускной клапан так-же способен защитить систему турбонаддува от повреждения турбины в результате т.н. <обратного хлопка> - т.е. возгорания и/или взрыва горючей смеси во впускном коллекторе или воздухопроводе. Предохранительный выпускной клапан также способен защитить двигатель от повреждения в случае неисправности вастгейта, хотя он и не способен при этом защитить турбину от повреждения, вызванного связанным с неисправностью вастгейта превышением максимально допустимой частоты вращения лопастных колёс.

BMEP

См. словарную статью Среднее эффективное давление под нагрузкой.
Давление наддува, или буст (Boost)

Обеспечиваемое компрессором турбонагнетателя повышение давления. Измеряется либо в абсолютных, либо в относительных величинах. Абсолютное давление наддува обычно измеряется в барах, а относительное - в фунтах на квадратный дюйм (psi). Так, например, при нормальном атмосферном давлении , равном 1 бар, давление наддува в 2 бара соответствует 15 фунтам на квадратный дюйм. При указании давления может отдельно оговариваться, является ли оно абсолютным или относительным: например, 15 фунтов на квадратный дюйм относительного давления наддува (15 psi gauge) соответствуют 30 фунтам на квадратный дюйм абсолютного давления (psi absolute). См. также словарные статьи по отношению давлений и относительной плотности
Регулятор давления наддува, или бустконтроллер (Boost Controller)

Регулятор с обратной связью, управляющий обеспечиваемым турбонагнетателем давлением наддува. Обычно такое управление осуществляется посредством изменения давления, соответственно разрежения, воздействующего на диафрагму или поршень вастгейта .

Современные бустконтроллеры являются электронными, причём в них нередко реализованы весьма сложные алгоритмы управления, учитывающие частоту вращения вала и нагрузку ДВС, а также привычки конкретного водителя, благодаря чему такие бустконтроллеры способны заставить турбокомпрессор создавать максимальное давление в кратчайшие сроки.

Непроизвольное увеличение давления наддува (Boost Creep)


Неправильно подобранные характеристики вастгейта и турбонагнетателя могут приводить к неспособности вастгейта отвести требуемое количество выхлопных газов и тем самым к непроизвольному / нежелательному увеличению давления наддува. Основным симптомом при этом является зачастую неконтролируемое увеличение давления наддува с увеличением частоты вращения вала двигателя. Для уменьшения данного негативного эффекта рекомендуется либо заменить вастгейт на имеющий большую пропускную способность, либо заменить турбину на модель с более высоким соотношением проходного сечения (А) к радиусу ®. (A/R ratio).
Характеристика (<карта>) наддува (Boost Map)

Одно или многопараметровая характеристика зависимости наддува от частоты вращения вала двигателя и/или некоторых других параметров, таких как температура охлаждающей жидкости (ОЖ) и впускаемого воздуха. Характеристика наддува Audi MAC-11B имеет вид следующей таблицы:
RPM .............................. 1000 2000 3000 4000 5000 5500 6000 >6375
Давление наддува (BAR) 1.04 1.35 1.4 1.4 1.4 1.42 1.4 1.4

Указанные значения являются максимальными, причём возможность их достижения зависит от состояния двигателя и системы турбонаддува.

Непроизвольное уменьшение наддува (Boost Taper)

Эффект, имеющий место в случае неисправности бустконтроллера и заключающийся в неконтролируемом снижении давления наддува в случаях, когда это давление должно поддерживаться постоянным. Данный эффект не имеет ничего общего с эффектом <овербуста>, обеспечиваемым некоторыми контроллерами, целенаправленно создающими пик давления наддува в начале работы с последующим снижением данного давления до требуемого постоянного значения.

Среднее эффективное давление под нагрузкой (Brake Mean Effective Pressure (BMEP, Effective CR))

Среднее эффективное давление (английское сокращение MEP) есть величина, характеризующая теоретическое среднее эффективное давление в цилиндре ДВС во время рабочего хода поршня, необходимое для того, чтобы этот ДВС развил заданную мощность. Среднее эффективное давление под нагрузкой (BMEP) является эмпирическим показателем этой величины, обычно определяемым опосредованно, при помощи динамометра. Данная величина во многом определяет КПД двигателя с заданным рабочим объёмом.
Ниже приведена формула зависимости выраженной в фунтах на квадратный дюйм (psi) величины BMEP от измеренной мощности HP и частоты RPM вращения вала ДВС. При этом коэффициент VE заполнения объёма принимается равным 100%.
.
чистая работа
BMEP = ------------------
объем газов в цилиндре

HP * 793,000
= -------------- PSI
RPM * CID

HP = измеренная мощность ДВС в л.с.
CID = рабочий объём ДВС в кубических дюймах
RPM = частота вращения вала ДВС в об./мин

У <атмосферников> величина BMEP обычно составляет 100-200 psi, в то время как для двигателей с наддувом она вполне может достигать 200 - 350 psi. При получении в программе <турбокалькулятор> значений, превышающих 400 psi, можно исходить из того, что построить смоделированный ДВС с большой вероятностью не представится возможным по техническим причинам..

Удельный расход топлива под нагрузкой (Brake Specific Fuel Consumption (BSFC))

Удельный расход топлива под нагрузкой (английское сокращение BSFC) есть эмпирический показатель величины удельного расхода топлива ДВС, обычно определяемый опосредованно, при помощи динамометра.

Буферный шланг или гофра (Bump Hose (Hump Hose))


Шланг или патрубок, стенки которого выполнены гофрированными и/или допускающими существенный изгиб или изменение длины, причём изменение длины влечёт за собой изменение диаметра (т.н. <эффект гармошки>). Обычно в виде такого шланга выполнен впускной патрубок, соединяющий охладитель наддувочного воздуха, также называемый интеркулером, с корпусом дроссельной заслонки. Такая конструкция позволяет избежать передачи на корпус дроссельной заслонки чрезмерных усилий при возникновении колебаний двигателя. Шланги описанной конструкции рекомендуется применять для соединения всех элементов, которые должны оставаться подвижными относительно друг друга.

Перепускной клапан, или клапан для сброса давления, или демпфирующий клапан, или рециркуляционный клапан (Dump Valve, Anti-Surge Valve, Recirculating Valve)

Примечание: данные термины нередко ошибочно используются в значении "выпускной клапан.") >, которыми обозначаемый ими клапан не является. Данный клапан представляет собой приспособление для сброса давления, управляемое разрежением, образующимся во впускном коллекторе на участке после корпуса дроссельной заслонки по ходу потока впускаемого воздуха. Клапан предназначен для снижения или полного выравнивания повышенного давления, создаваемого во впускном тракте на участке между выпускным отверстием турбокомпрессора и корпусом дроссельной заслонки, что необходимо для поддержания кинетической энергии вращающейся турбины на уровне, требуемом для сокращения запаздывания срабатывания турбонагнетателя. Клапан также служит для демпфирования резких перепадов давления, способных привести к обрыву шлангов, повреждению охладителя наддувочного воздуха и в наименее благоприятном случае к передаче на компрессор крутящего момента, достаточного для поломки вала турбины.

C
Основной блок турбокомпрессора в сборе с турбиной, или основной блок в сборе, или центральная секция турбокомпрессора (CHRA (Center Housing Rotating Assembly, Center Housing or Center Section))

Турбокомпрессор без элементов корпуса и без вастгейта, но в сборе с гнездом (гнёздами) подшипника (-ов), самими подшипниками, системами охлаждения и смазки, а также валом и рабочими колёсами турбины

Укорачивание лопаток турбины (Clip)

Укорачивание лопаток приводного (т.е. приводимого во вращение потоком ОГ) колеса турбины сводится к механической обработке этих лопаток, в ходе которой с наиболее удалённых от центра концов этих лопаток удаляется определённое количество материала. Эффект от данной операции сравним с увеличением отношения проходного сечения (А) к радиусу ® (A/R ratio), поскольку при ней увеличивается радиальное расстояние между патрубком <ракушки> приводной части турбонагнетателя и концом лопатки турбины. В ходе доработки турбокомпрессоров концам лопаток турбины нередко придают определённый скос, поэтому нередко в документации встречаются упоминания, например, об укороченных лопатках со скосом 15° (15° clip).

Система дозирования топлива с обратной связью (Closed Loop Fuel Metering)

Перед прочтением данной словарной статьи рекомендуется ознакомиться со словарной статьёй по электронному впрыску .


КПД компрессора (турбокомпрессора) (Compressor Efficiency (Turbocharger Efficiency))

КПД компрессора есть величина, характеризующая эффективность, с которой этот компрессор использует свою кинетическую энергию для сжатия сжимаемой среды (остаток энергии рассеивается, соответственно расходуется на нагрев сжимаемой среды). В идеальной системе сжатие среды приводит к адиабатическому . увеличению её температуры. Однако фактически такое сжатие обеспечить невозможно, и поэтому КПД компрессора необходимо учитывать в любых расчётах..

Для вычисления температуры среды на выходе компрессора необходимо знать КПД компрессора, , отношение давлений на его входе и выходе (pressure ratio) и температуру окружающей среды.
(PR0.283 - 1) * Tambient
Trise = -------------------------
Ec
Trise = увеличение (прирост) температуры в процессе сжатия;
PR = отношение давлений на входе и выходе компрессора
Tambient = температура окружающей среды (по абсолютной шкале Кельвина или Ренкина)
Ec = КПД компрессора

Экспонент отношения давлений объясняется молекулярной структурой газа. Двухатомные газы (такие как N2 и O2) имеют семь степеней свободы, пять из которых могут быть обеспечены в стандартных условиях. Таким образом гамма, равная 7/5 в уравнении Р (V^гамма), является постоянной, и можно определить экспонент 1- (1/гамма), равный 0,285. Поскольку в состав воздуха входят и не двухатомные молекулы типа CO2, более точным значением для воздуха является 0,283. Более подробная информация о термодинамике газов содержится в FAQ по атомному оружию (!) (раздел 3.1.6).

Например, обеспечиваемое принадлежащим автору компрессором Garrett T04E увеличение температуры сжимаемого воздуха при отношении давлений, равном 2,5, и КПД, равном 0,75, тёплым летним днём с температурой окружающей среды в 27 °С (300 °К) составляет:
(2.50.283 - 1) 300
Trise = -------------------
0.75

= 118°

Характеристика КПД компрессора, или <карта> компрессора (Compressor Efficiency Map (Compressor Map))

Характеристика КПД компрессора отражает зависимость этого КПД от соотношения давлений на входе и выходе компрессора и от массового расхода сжимаемой среды. В качестве примера можно построить диаграмму КПД компрессора Garrett T04-54, откладывая соотношение давлений по вертикальной оси и массовый расход воздуха в фунтах в минуту по горизонтальной. Построенный по отложенным координатам график и является характеристикой КПД компрессора. .

Для разработки компрессора под конкретную прикладную задачу на координатную плоскость необходимо нанести как минимум три точки:
точку фактического появления давления наддува (т.е. точку, в которой начинает регистрироваться давление наддува, явно превышающее 1 psi);
точку максимума развиваемого ДВС крутящего момента (точку с наибольшим значением коэффициента VE заполнения объёма);
точку максимально допустимой частоты вращения вала двигателя (точку с максимальным массовым расходом).

В случае использования для вычисления последней точки программы <турбокалькулятор> необходимо учитывать расчётные характеристики инжектора, поскольку применяемая система электронного впрыска должна быть в состоянии обеспечить работу двигателя в соответствующем режиме.

Корпус компрессора, или"холодный" корпус, или "холодная ракушка" (Coldside Housing или Coldside Scroll)

Деталь, обычно выполненная из литого алюминия и предназначенная для направления сжимаемой среды на турбину компрессора и отвода сжатой среды от этой турбины..

Турбина компрессора, или рабочее колесо турбины компрессора (Compressor Turbine (Compressor Wheel))

Лопастное колесо, обеспечивающее сжатие впускаемого воздуха. Важными характеристиками компрессора являются форма колеса турбины и внутренний объём корпуса компрессора, причём колесо турбины и корпус компрессора являются согласованными деталями и всегда заменяются в комплекте.

D
Относительная плотность (Density Ratio (DR))


Один из важнейших параметров, характеризующих эффективность системы турбонаддува. Определяется на основе отношения давлений на входе и выходе (pressure ratio), компрессора, КПД компрессора и КПД охладителя наддувочного воздуха, и характеризует фактическое увеличение давления заряда в цилиндре ДВС, обеспечиваемое конкретной системой турбонаддува.

Детонация (Detonation)

На странице 40 опубликованного в 1941 году третьего издания книги <ДВС с высокой частотой вращения> ( ), в посвящённой детонации главе 2 , её автор Гарри Р. Рикардо (Harry R. Ricardo) пишет:

<Эффект детонации считается обусловленным возникающими в цилиндре взрывными волнами. Такая взрывная волна возникает в том случае, когда скорость горения воспламенённой обычным способом рабочей смеси и расширения образующихся при этом горении газов оказывается достаточной для превышающего определённые пределы быстрого и сильного сжатия ещё не прогоревшей части смеси. При таком сжатии, при котором повышение температуры сжимаемой смеси уже не может в достаточной степени компенсироваться за счёт теплопроводности, конвекции и других факторов, не успевшая прогореть часть рабочей смеси спонтанно и практически одновременно воспламеняется по всему своему объёму, вызывая ударную взрывную волну, которая отражается от стенок цилиндра, причём эффект от такого отражения сравним с ударом молотком. Отразившись от внутренних стенок цилиндра, эта взрывная волна сжимает в том числе и те газы, которые образовались ранее в результате сгорания рабочей смеси, воспламенённой обычным образом. Возникающее в результате такого сжатия повышение температуры находящихся в камере сгорания газов приводит к нагреву контактирующих с раскалёнными газами предметов и тем самым создаёт предпосылки для неоправданно раннего калильного зажигания следующего заряда рабочей смеси. В настоящее время принято с достаточной уверенностью предполагать, что возникновение детонации прежде всего зависит от скорости горения воспламенённой обычным способом рабочей смеси, однако причины, в отдельных случаях вызывающие приводящее к детонации чрезмерное увеличение скорости такого горения, полностью не исследованы>.

На странице 411 книги <Разработка и моделирование четырёхтактных ДВС> ( , издательство SAE International, 1999, ISBN 0-7680-0440-3), в посвящённой происходящим в четырёхтактных ДВС процессам сгорания четвёртой главе автор этой книги Гордон П. Блэр (Gordon P. Blair) пишет:

<Процесс сгорания сопровождается детонацией в том случае, когда распространяющийся в объёме рабочей смеси фронт пламени, сжимающий и нагревающий находящуюся перед этим фронтом рабочую смесь, распространяется с такой скоростью и сжимает ещё не прогоревшую смесь до такой степени, что она достигает температуры самовоспламенения ещё до того, как до неё дошёл фронт пламени. В результате происходит спонтанное воспламенение ещё не прогоревшей рабочей смеси во всём объёме, в котором эта смесь достигла температуры самовоспламенения. Считается, что скорость распространения пламени внутри этой зоны самовоспламенения может на порядки превышать скорость распространения в объёме рабочей смеси обычного фронта пламени, вследствие чего такое сгорание приводит к чрезвычайно резкому локальному повышению температуры и давления. Следствием этого является характерный звонкий металлический стук, который может сопровождаться существенным механическим повреждением головки поршня или головки цилиндра. Обычно <стуком> принято называть детонацию, затронувшую небольшую часть объёма находящегося в камере сгорания заряда. При этом собственно детонацией следовало бы называть детонационное сгорание всего заряда целиком. Однако, поскольку детонационного сгорания всего заряда в ДВС с принудительным зажиганием рабочей смеси не было зарегистрировано, термины <стук> и <детонация> используются в литературе для обозначения описанного выше эффекта в качестве полных синонимов.>

Добавлено спустя 3 минуты 49 секунд:

часть вторая:

E
Электронный впрыск топлива (Electronic Fuel Injection (EFI))


Известно четыре основных способа, при помощи которых системы электронного впрыскивания топлива определяют количество впрыскиваемого в камеру сгорания ДВС топлива. Эти способы, или алгоритмы, получили названия MAF system, speed density (SD) (скоростно-плотностный алгоритм) , алгоритм alpha-N, и алгоритм регулирования с обратной связью closed loop. . В большинстве современных систем для впрыскивания топлива реализовано более одного такого алгоритма, причём переключение между ними происходит в зависимости от условий и нагрузки. При этом первые три способа, или алгоритма, в отличие от четвёртого, не подразумевают наличия обратной связи.

Всё приведённое ниже описание базируется на современном уровне техники, т.е. на принципах функционирования, заложенных в современные полностью электронные или использующие отдельные электронные компоненты системы впрыскивания топлива, такие как , , или

При работе системы впрыскивания топлива в режиме с обратной связью, который обычно включается при работе двигателя с постоянной нагрузкой и не полностью открытой дроссельной заслонкой, дозирование топлива производится с учётом показаний кислородного датчика (лямбда-зонда). В данном режиме приоритетной является задача оптимизации работы двигателя в целях уменьшения расхода топлива и снижения токсичности ОГ, причём именно в этом режиме кислородный датчик работает наиболее эффективно.

Во всех алгоритмах без обратной связи дозирование топлива осуществляется с учётом массового расхода воздуха, который может для этого измеряться как непосредственно, так и опосредованно. При этом в каждом из трёх упомянутых алгоритмов, не использующих регулирование с обратной связью, для определения массового расхода воздуха применяются разные методы.

В алгоритме используется функция преобразования (обычно представленная в виде интерполированной таблицы), позволяющая определять значение коэффициента VE заполнения объёма на основе двух переменных - Alpha (угол открытия дроссельной заслонки) и RPM (частота вращения вала двигателя). Затем на основе полученного значения VE с учётом температуры впускаемого воздуха, а в некоторых реализациях алгоритма также и с учётом атмосферного давления вычисляют расчётное значение массового расхода воздуха.

В алгоритме (в скоростно-плотностном алгоритме) используется та же основная схема, однако вместо параметра Alpha в таблице, по которой определяется значение коэффициента VE заполнения объёма, используется переменная, характеризующая абсолютное давление во впускном коллекторе. Данный алгоритм лучше подходит для турбированных двигателей, чем алгоритм .

В системах предусмотрен датчик, который измеряет либо объёмный расход воздуха (на основании которого, с учётом плотности, затем вычисляется массовый расход), либо непосредственно массовый расход воздуха.

На основе известного массового расхода воздуха и известного требуемого состава смеси можно вычислить массу впрыскиваемого топлива. На основе массы впрыскиваемого топлива и известной пропускной способности клапанной форсунки или инжектора можно определить длительность управляющего импульса, необходимую для впрыскивания требуемого количества топлива

Энтальпия (Enthalpy)

Энтальпия есть термодинамическая величина, представляющая собой сумму внутренней энергии некоей массы и произведения её объёма на давление (H = U +pV). Эта величина также называется теплосодержанием.

Данная величина необходима для определения характеристик охлаждения систем впрыска воды, для чего учитывается изменение энтальпии воды при её переходе из жидкого (Hf) в парообразное (Hg) состояние. Энтальпия может быть выражена через температуру (приведённые ниже выкладки достаточно точны лишь для температурного диапазона от 0 до 100 °С):
Hf(t) = 2.2801 + 4.0596 t + 8.7193E-04 t^2 J/g
Hg(t) = 2501.4 + 1.8799 t - 1.3143E-03 t^2 J/g

Приспособление для спрямления / направления газового потока (Exducer )

Приспособление для спрямления / направления газового потока предусмотрено как на <холодной>, так и на <горячей> стороне турбокомпрессора, однако чаще под данным термином понимают то из этих двух приспособлений, которое предусмотрено на его <горячей> стороне.
Корпус приводной турбины, приводной корпус, <ракушка> приводной части турбонагнетателя, <холодный> корпус (Exhaust Turbine Housing (Exhaust Housing, Exhaust Scroll, Turbine Housing, Hot Side Housing))

Часть турбокомпрессора, направляющая поток ОГ на приводимое этим потоком в действие т.н. приводное колесо турбины, и затем от этого колеса в выхлопную систему. Данный корпус может обеспечивать подачу ОГ на турбину как по касательной, так и по центру.

Приводная турбина (часто просто <турбина>) (Exhaust Turbine (often called just "Turbine"))


Деталь турбокомпрессора, преобразующая кинетическую и тепловую энергию потока ОГ в механическую
F G H
Тепловое равновесие Heat Soak

Компонент термодинамической системы может достигать теплового равновесия с проходящими сквозь него газами. Применительно к охладителю наддувочного воздуха данный эффект существенно снижает его эффективность.

Теплозащита (Heatshield )

Элемент из штампованного металла, защищающий обращённые в сторону <горячей> части турбокомпрессора подшипники от непосредственного контакта с выхлопными газами. Этот элемент может закоксовываться, покрываться кристаллизовавшимся маслом и <прикипать> к приводному колесу турбины. Это обычно является следствием превышения предельно допустимой частоты вращения турбины и повреждения последней.

Влажность, относительная влажность (Humidity (Relative Humidity))

Относительная влажность воздуха оказывает некоторое воздействие на отношение давлений на входе и выходе компрессора, изменяя гамму за счёт изменения относительного содержания сравнительно больших молекул H2O в составе атмосферного воздуха, в основном состоящего из сравнительно небольших молекул газов. Влажность также оказывает воздействие на эффективность испарительного охлаждения, обеспечиваемого системой впрыска воды.

I
Впускной патрубок (Inducer )


Впускной патрубок представляет собой элемент корпуса компрессора (compressor housing). Характеристики этого патрубка зависят от турбины компрессора (compressor turbine).

Охладитель наддувочного воздуха, интеркулер (Intercooler (Aftercooler, Charge Cooler))

Охладитель наддувочного воздуха, или интеркулер, на дизельных двигателях часто также называемый послеохладителем, представляет собой теплообменник, предназначенный для снижения температуры наддувочного воздуха на участке между компрессором и ДВС. Данные теплообменники бывают двух типов: воздуховоздушные и воздухожидкостные. Применительно к автомобилям обычно более эффективными являются воздуховоздушные теплообменники, однако по соображениям компактности или монтажа трубопроводов могут применяться и воздухожидкостные теплообменники.
Воздуховоздушный охладитель наддувочного воздуха представляет собой радиатор, сквозь который в целях охлаждения пропускается сжатый воздух. КПД воздуховоздушных охладителей наддувочного воздуха обычно составляет от 50 до 80%. Недостаточно мощные охладители наддувочного воздуха подвержены эффекту теплового равновесия (heat soak).

Применяемые в автомобилях воздухожидкостные охладители наддувочного воздуха обычно имеют два теплообменника. Первый представляет собой заполненные хладагентом трубки, пронизывающие пространство впускного воздухопровода. Второй представляет собой радиатор, рассеивающий тепло хладагента. При этом циркуляцию хладагента обеспечивает специальный насос. Поскольку в такой системе применяются два теплообменника, КПД каждого из которых далёк от идеального, общий КПД такой системы редко сравним с КПД воздуховоздушного охладителя.

Лишь в редких случаях КПД воздухожидкостного охладителя наддувочного воздуха может быть выше, чем КПД воздуховоздушного. Так, специальные модификации воздухожидкостных охладителей могут использоваться в автомобилях, специально спроектированных для гонок на сверхкороткие дистанции, причём радиаторы таких систем могут быть погружены в сухой лёд или иную среду, температура которой гораздо ниже температуры атмосферного воздуха.

Однако воздухожидкостные охладители широко распространены на водных транспортных средствах, имеющих возможность использовать в качестве хладагента забортную воду. В данном случае решающим фактором является то, что вода обладает гораздо большей теплоёмкостью по сравнению с воздухом, а также то, что температура воды обычно ниже, чем атмосферного воздуха. Благодаря этому турбокомпрессоры водных транспортных средств способны обеспечивать высокую степень сжатия рабочей смеси.

КПД охладителя наддувочного воздуха, или интеркулера (Intercooler Efficiency)


Данный параметр характеризует эффективность, с которой охладитель снижает температуру наддувочного воздуха. КПД охладителя представляет собой соотношение температур на входе и на выходе относительно температуры окружающей среды.
Tdrop = величина обеспечиваемого охладителем снижения температуры
= (Tin - Tambient) * Ei

Tout = температура на выходе из охладителя
= Tin - Tdrop

Tin = температура на входе охладителя
Tambient = температура окружающей среды (воздуха)
Ei = КПД охладителя наддувочного воздуха

Допустим, что в некоей системе турбонаддува турбокомпрессор выдаёт наддувочный воздух с температурой 418 °К, причём температура окружающей среды (воздуха) составляет 300 °К. В случае, когда КПД охладителя наддувочного воздуха составляет 70%,
Tdrop = (418 - 300) * 0.70
= 82.6

Tout = 418 - 82.6
= 335.4°K

В случае, когда теплообменник охладителя охлаждается иной средой, отличной от окружающего атмосферного воздуха, её температура используется в расчётах вместо температуры окружающей среды.
J K
Стук (Knock )


См. словарную статью к термину детонация (detonation).

L
Запаздывание срабатывания турбонагнетателя (Lag)


Запаздывание срабатывания турбонагнетателя представляет собой задержку между моментом увеличения подаваемого на приводное лопастное колесо турбины потока ОГ и моментом достижения этим колесом соответствующей этому потоку частоты вращения. Вращающиеся элементы турбокомпрессора обладают определённой инерцией, а трение в подшипниках препятствует раскрутке турбины. Поэтому при нажатии на педаль акселератора

_________________
Подпись
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Показать сообщения:   


Яндекс цитирования E-mail: inbox@chinamobil.ru
Реклама на сайте